Мебель – домашняя
архитектура.
Архитектура –
мебель улиц и площадей.
Общее у них:
изначальная
и главенствующая утилитарность и той, и другой есть правило, закон.
Недаром еще
у Витрувия, вновь открытого и усвоенного ренессансными архитекторами в их тяге
к античной классике, на первом месте в его формуле Архитектуры сказано: Польза.
А уж потом Прочность, и только после – Красота.
Очевидна и неудивительна связь того, что
снаружи с тем, что внутри. Средневековая и готическая мебель основательна и
тяжеловесна, как и архитектура: из цельного деревянного массива, без гвоздей – на
колышках или в “ласточкин хвост” (с итальянского “в клин”), “в шип”. И никаких лаков или клеев – до них еще как минимум два столетия.
Да и ассортимент узкий, утилитарный: шкафы еще не изобретены – сундуки скриньи,
они же часто лавки – кассапанки, на
них и посидеть можно, и поспать. На все случаи жизни.
|
Распространенные схемы крепления деталей мебели в Средние века и в эпоху Возрождения |
А еще, кроме
приспособлений для сидения (стульев), еды (столов) и сна (кровати), была такая многофункциональная
штука как cassone – буквально большой ящик.
Именно к этому предмету стало впервые применяться понятие mobile, с итальянского переносной и мебель. И не спроста – ведь он хранил нехитрый скарб своих хозяев в пути и был незаменим
при необходимости быстрого бегства: тут держали белье вперемешку с книгами,
рукописями, долговыми обязательствами, пересыпанными ароматическими травами –
от моли и шашели. От этой изначальной мобильной функции и родилось название мебель. Так путешествовал в XIV веке по всей Европе непоседа Петрарка, оставивший после
себя из мебели лишь такую коробку-библиотеку – очень конструктивистскую, если присмотреться,
да походное раскладное из кипариса кресло со скромной резьбой, в котором по
легенде он и почил за чтением Вергилия на рассвете 19 июля 1374 года.
|
Оригинальные библиотека и стул Франческо Петрарки (XIV в.) в его Доме-музее в Arquà Petrarca под Падуей |
Постепенно, начиная с Италии, а именно Флоренции,
Ренессанс мощно вытесняет готический стиль. Этот новый вкус привлекает самых
известных художников, которые украшают полы, потолки, мебель и столовое серебро
с керамикой в замках и дворцах правителей и знати. На мебельное искусство
по-прежнему влияет архитектура, диктуя гармонию пропорций: креденсы приобретают
вид маленьких киосков, увенчанных фронтонами и нишами, как мини-архитектура.
|
Ренессансная cassapanca из ореха со спинкой |
А
лавки-кассапанки превращаются в статусный предмет интерьера: их расписывают
самые знаменитые живописцы, от Микеланжело до Поллайоло, Боттиччелли и Липпи, Гирландайо
и Учелло, их передают в наследство, ими хвастают. В городских ратушах они
использовались для хранения документов, печатей, знаков государственной власти,
а при церквях для храмовой утвари, необходимой для проведения литургии. Среди всех
этих многочисленных типологий, широко распространенных в эпоху Возрождения,
особое место все же занимал cassone nuziale, или свадебный сундук. Он был сделан
из ореха с внутренней отделкой из дорогой ткани или кожи, а его длина обычно
варьировалась от 160 до 180 см, так что длинные тяжелые платья и юбки по моде
того времени можно было класть, не сгибая. Дотянуться до дна было относительно
легко – высота кассоне разнилась от 40 до 50 сантиметров.
|
Доска свадебного сундука Giovanni di Ser Giovanni, lo Scheggia (1406-1486) |
Одну из самых знаменитых росписей создал в 1483 году Сандро Боттичелли для свадебного сундука - это серия из четырех панно, иллюстрирующих столько же эпизодов “Декамерона”
Боккаччо, вероятно по заказу Лоренцо де Медичи, потом они были подарены Джаннозо
Пуччи по случаю его брака с Лукрецией Бини в том же году.
|
Сандро Боттичелли, Новеллы "Декамерона", История Остаджо дельи Онести, "Банкет в лесу", Prado, Мадрид
|
Художественное оформление такого свадебного сундука-кассоне
было гениальным и виртуозным по исполнению. Сюжеты “повествования”, написанные
по бокам, должны были развлекать и воспитывать молодых супругов. Темы могли
быть: портреты мужа и жены, новеллы из Декамерона, эпизоды любви и
добродетельной жизни, мифологические аллегории, свадебные шествия, сцены
реальной и идеальной жизни. И все это в обрамлении цветных рельефов из материала
на основе гипса pastiglia (типа левкаса) или архитектурных фризов.
|
Cassone nuziale - свадебный сундук. Ренессанс |
К концу XIV - началу XV века относится превращение cassone – в cassettone, непосредственный предтеча комода как одного из первых “закрытых
предметов мебели”, завершенных в своей архитектурной форме. От кассоне он унаследовал
функцию контейнера для белья и туалетных принадлежностей. Это уже не тяжелый
монументальный дом в доме, а нечто напоминающее
сегодняшний облик комода и сегодняшнее его применение, обычно с двумя или тремя
выдвижными ящиками, прямоугольный или трапециевидный, а в венецианской традиции
– с выпуклым закругленным фасадом.
|
Cassettone из Лигурии с декором в виде фигур так называемые bambocci. Италия, 1600 |
***
Это Ренессанс, после него был Маньеризм
(коснулся живописи), а за ним Барокко – по сути, первый из архитектурных
стилей, который обособил мебель как нечто, заслуживающее более пристального отдельного
внимания. И не только столяров или мастеров-краснодеревщиков, но и
архитекторов. Интересно назвал барокко главный редактор журнала
AD Italia архитектор Ettore Mocchetti в одном своем выступлении: прото-дизайном сегодняшнего дня.
Само слово barocco как считается, испанского происхождения – этим термином
обозначали набор разнокалиберных жемчужин – потом по аналогии понятие было
приложено ко всем тем странностям и экстравагантностям, которые и охарактеризовали
вновь родившийся стиль. Его родиной, естественно, была Испания – отсюда
началось его победное шествие по всем европейским дворам в XVII-XVIII веках,
особенно повлияв на французскую школу.
|
Дворец Версаль под Парижем - высшее олицетворение Барокко. Хрустальная Галерея |
Интерьер, активно обживаемый в эту эпоху,
точно так же перенасыщается экзальтированным и экстравагантным духом, как и
фасады с планами. Раковины и завитки, скульптура и листья аканта, витиеватость
и многословность – все это и внутри, в интерьере, и даже в большей, чем снаружи
мере. Забыты узкие окна-бойницы, холодные мрачные залы замка castello – все к свету, все напоказ – золото и драгоценности,
парчу и бюсты. Из аскетичного старикашки Витрувия напрочь выбивают понятие
пользы, если это не польза гедонистского толка – наслаждения жизнью. Мебель в
это время становиться скорее объектом для изысков ювелиров, нежели краснодеревщиков
– ее богато инкрустируют драгоценными и полудрагоценными камнями, слоновой
костью, черепахой, мрамором, золотят и серебрят, расписывают – пудрят и румянят
не меньше каких-нибудь придворных кокеток при дворе "короля Солнце" Людовика
XIV.
|
Барочная резная позолоченная консоль с мраморной крышкой |
Впервые начинают использовать и дорогие фанеровки
по цельнодеревянной подоснове из более дешевых пород – появившиеся от
популярной техники интарсии. Количество оттенков и тональностей дерева
позволяет умельцам создавать просто картины на фасадах мебельных шедевров. Появляется и мебель не только полезная
(мебель-контейнер или мебель-кровать/стол) – но и, например, почти бессмысленная
консоль, маленький декоративный приставной к стене столик, как бы
сочленяющий обильные декоры стен с обстановкой. Не функционален, но красив.
Именно в барокко впервые были применены клеи для сборки мебели – продиктовало
эту необходимость собственно использование разных пород дерева и разнородных декоративных
материалов. Любимые породы дерева барокко – черешня, красное и эбеновое дерево,
не боящийся древоточцев эвкалипт.
|
Версаль, спальня короля Людовика XIV |
|
Палаццо Clerici в Милане с росписями Тьеполо - на полпути между барокко и рококо. Зеркальный зал |
Возвращаясь к комоду cassettone, забавно, что для влиятельных богачей, которые
одевались роскошно и изысканно, но чаще всего имели весьма сомнительное
представление о личной гигиене, краснодеревщиками были специально созданы комоды
с семью ящиками – септет, или settimino
в итальянской традиции. Такая “неделька” лучше подходила для хранения
многочисленного белья и элементов нарядов, которое нужно было носить ежедневно.
Просто в то время было широко распространено мнение, что частая смена рубашек
и нижнего белья уже была вполне достаточной мерой гигиены.
|
Трюмо с интарсиями из слоновой кости и серебра эпохи Людовика XIV, происхождение ломбардо-венето, радика (прикорневой срез) ореха |
Параллельный по времени стиль Людовика XIV,
господствующий во Франции и повлиявший на мебельные вкусы всей Европы, прибавил
к списку предметов обстановки трюмо trumeau – креденс или
стол-бюро с “надставкой” и полками – имевший ошеломляющий успех. Еще
одной новинкой “от Людовика” стало
широкое применение бронзовых позолоченных накладок – как в качестве декора, так
и для усиления углов и кромок. Значительно более выдающуюся роль начинают
играть ручки – бронзовые и латунные, они увеличиваются в размере и становятся
элементами декора в виде листьев или морских раковин. Законодателем мебельной
моды неизменно остается в это время Франция с ее мощной, работающей на двор Manifattura Reale della Corona.
|
Большая консоль rocaille в позолоченном дереве с мраморной крышкой. XVII в. |
***
Как в истории часто бывает, на смену периоду
преувеличений в начале XVIII века приходит период
большей трезвости и воздержания - так и в мебельных ее извивах за барокко
последовал короткий этап Регентства между смертью короля Солнце и
воцарением Людовика XV с его более сдержанным стилем, с упором на удобство,
простоту и элегантность.
Стиль Рококо (в Италии известный еще
как Барокетто, барокизирующий, а в Англии названный Chippendale - по имени краснодеревщика Томаса Чиппендейла) – он привнес
большую легкость и кривизну в линии там, где они еще оставались прямыми –
завились ножки столов и бюро, консолей и диванов. Он казался ответом на помпезный
и перенасыщенный стиль Версаля Людовика XIV, а само слово происходит от французского rocaille, которое означало покрытое ракушками
произведение-скульптуру при создании искусственных гротов. Главной особенностью
рококо можно назвать сочетание архитектуры, мебели и живописи в один цельный и
элегантный ансамбль, с его завитушками и арабесками, насколько экстравагантными,
настолько и роскошными.
|
Jules Mayblum. Желтая гостиная в стиле Рококò во дворце князя П.С.Строганова. Акварель,1860 |
В версии Rococò стены, потолки были
украшены изящной лепниной с переплетениями криволинейных рельефных декоров, построенных
на линиях «C» и «S», на форме раковины и других зооморфных формах.
Асимметричный дизайн был правилом. Светлые пастельные тона, слоновая кость и
золото были преобладающими цветами, для столешниц использовались полихромные
мраморы или поверхности со сложными интарсиями. В обивках использовали ткани
как сатин и шелк зеленого, розового цветов и слоновой кости. А еще декораторы в
стиле рококо часто применяли зеркала, чтобы усилить ощущение открытого
пространства, пронизанного светом.
|
Дворец Hôtel de Soubise, лепнина в главном Салоне. Сегодня Национальный архив Парижа |
Очень популярна в этот период окрашенная
расписанная мебель, больше всего в Италии – здесь особо славились венецианские и
тосканские мастера. Впервые в этот период мебель стали лакировать – гоммалак и
другие жидкие лаки используют для усиления декоративных свойств и защиты
поверхностей, для проявления красоты текстур дерева. Во Франции вершиной
рококо, более грациозного стиля Людовика XV стали великолепные интерьеры завершенного в тот период
Версаля – непревзойденные шедевры мастерства краснодеревщиков.
|
Венецианский комод cassettone с криволинейным фасадом и росписями по светлому лаку |
***
Появлению стиля Неоклассика во второй
половине XVIII века в
немалой степени поспособствовало громкое археологическое открытие – руин Геркуланума и Помпей под Неаполем: работы
с 1709 года велись по
инициативе австрийского принца д’Эльбоф, позднее с 1738 по 1765
годы на деньги Карла ди Бурбон. Этот кладезь прекрасно
сохранившихся домов и предметов интерьера двухтысячелетней давности сильно
всколыхнул общественные вкусы, что в первую очередь отразилось в архитектуре, а
потом и в мебельных пристрастиях второй половины восемнадцатого века.
|
Помпеи. Домус Orso ferito. Свежие раскопки |
|
Palazzo Milzetti в Фаэнце. Сегодня Museo Nazionale dell'eta Neoclassica провинции Романья |
Формы
становятся более строгими и линеарными, пропорции – более гармоничными. Выпрямляются
ножки, а в декоре появляются колонны и капители, и так называемые греки
– бегущий геометрический декор, гирлянды и анималистические элементы.
|
Салон для игры в карты. Вилла Pisani, Стра, Венето |
|
Столик в неоклассическом стиле - окрашенный в белый цвет, с позолоченными деталями, декором greca и мраморной столешницей |
С выходом
на социальную сцену среднего класса - и уменьшением размеров комнат - салоны и
гостиные становятся местом максимального приложения фантазии мебельщиков.
Основным объектом их формотворческих поисков становится в это время мягкая
мебель – диваны и кресла. Часто корпусная мебель окрашивается в белый цвет и
потом расписывается и золотится – в духе помпеянских росписей, где белые туники
на красной подкладке расшитые золотом указывали на высокий социальный ранг тех,
кто их носил. Синоним классичности и величия.
Дерево с красивым и каким-то
южным именем палисандр – самое популярное в этот период, наряду с липой,
розовым деревом и орехом. В своей французской версии стиль по имени короля
известен как Людовик XVI – с небольшими локальными особенностями и высочайшим
расцветом мастерства интарсии. Придворные мастера-краснодеревщики создают на
поверхности креденсов, столешниц, кроватных изголовий настоящие картины:
пейзажи, пасторали, галантные сцены на классические греко-латинские темы в
рамах из гирлянд и фестонов.
|
Касеттоне с мраморной крышкой самого знаменитого итальянского краснодеревщика Неоклассики Giuseppe Maggiolini. Деталь с интарсией. 1790 |
|
Cassettone Pezzoni в стиле Неоклассики |
Ампир, имперо или
эмпайр – это “ответвление” в первую очередь во Франции, от Неоклассики. Стиль
начала XIX века (около
1805-1840), однозначно связываемый с именем Наполеона и его завоеваниями в
Европе. Мода на ампир буквально разносилась на штыках французских солдат –
может, именно поэтому, не задев островную и оставшуюся не оккупированной
Британию (где господствовал стиль Regency, или Викторианский) и вытесненная
на европейском Севере (Австрия, Германия) стилем Бидермаер после победы
антифранцузской коалиции. Для ампира характерна строгая симметрия композиции,
прямолинейные очертания и компактный силуэт мебели, широкое применение латунных
и бронзовых накладных декоративных деталей, часто с императорской или военной
символикой.
|
Спальня Евгения Богарне, приемного сына Наполеона. Ниже - балдахин над кроватью в спальне Наполеона. Villa Pisani, Стра, Венето |
Это и буква “N”, и дельфины,
львы и сфинксы, пушки и скрещенные сабли, целые фигурные композиции с имперским
орлом, Фортуной с завязанными глазами или с крылатой богиней победы Викторией, колесницы, лавровые венки и лебедь, символ благородства и чистоты. И конечно, изображения самого Наполеона Бонапарта.
|
Часы в стиле ампир из коллекции Palazzo Isimbardi, штаб квартиры Città Metropolitana di Milano, Милан. Здесь и ниже |
Особую популярность получают в этот период настольные, каминные, напольные часы, выполненные лучшими часовыми мастерами и ювелирами, с использованием бронзового литься с позолотой, натурального камня, инкрустаций.
***
|
Гарнитур в стиле Biedermaier в современной интерпретации Morelato |
Возвращаясь на Север Европы, интересно
рассмотреть этимологию слова Biedermaier, давшего название стилю, охватывающему период около
1815-1840 годов. Этим именем называли карикатурный сборный персонаж мелкого
буржуа, разочарованного в результатах Французской революции и раздосадованного
попранием своих демократических порывов. В буквальном смысле “господин Никто”.
|
Софа в стиле Biedermeier |
Но странным образом, стиль, желавший
остаться предельно анонимным, стал знаменит именно благодаря своей
функциональности, практичности и не лишенной благородства простоте. Гладкие поверхности
почти без украшений и декоративных накладок, строгие линии и четкая геометрия
оставляли у современников ощущение намеренной грубости и недоработанности. А по
прошествии времени стало ясно, что именно Бидермаер стал шагом навстречу
мебельным вкусам ХХ века.
***
|
Studiolo Dante - Кабинет Данте в Доме-музее Poldi Pezzoli в Милане - яркий пример эклектики. Вторая половина XIX в. |
Появившийся в 30-е годы девятнадцатого века в
раздробленной и колонизированной австрийцами Италии стиль получил позднее название
Эклектики (или Историзма) –
определение, хорошо знакомое веку двадцатому. Его распространение по всей
Западной Европе было стремительно и победно: Франция, Германия, Англия, Испания
охотно “копировали” и соединяли в одной обстановке элементы готики и неоклассики, Бидермаера и всех Людовиков вместе взятых. Входят в моду огромные
зеркала и оригинальный S-образный диванчик confident с противоположно развернутыми сидениями.
|
Диванчик confident эпохи Наполеона III. Софа “Tête-à-tête”, принадлежавшая маркизу de Dos Aguas. Франция |
Именно в это
время на фоне общего промышленного подъема, особенно в Англии, появляется
первая индустриальная – factory-made – то есть серийная мебель. Индустриализация производства, простота поиска сырья даже за тысячи
километров, в дальних колониях, позволяют британским производителям мебели
экспериментировать с новыми стилистическими решениями, хотя такой поиск полностью
опирался на европейские художественные вкусы. Здесь роль первой скрипки история отвела немыслимо продуктивному
Уильяму Моррису с его зародившимся в 60-е годы XIX века движением “Arts
and Crafts”, определившим на десятилетия вкусы в Британии и не только. Именно оно в значительной мере подготовило почву для следующего выдающегося стиля.
|
Green dinning room в стиле Art and Crafts |
***
Из ряда вон вырывается ни на что
предшествующее не похожий, не собирающий детали и элементы в прошлом как Эклектизм
или за ним последовавший в эпоху Наполеона III стиль Второй Ампир (около 1852-1870 гг.) Это
родившийся во Франции текучий, болезненно изломанный и манерный Art Nouveau, или в английской версии Liberty. В Германии это Jugendstil, а в Австрии
он еще известен как Сецессия (около 1880-1920 гг.). Нам привычней называть его Модерн. Ближе всего к сути в имени подошли все же итальянцы, назвав его Floreale, то есть растительный
стиль – хотя в итальянской литературе чаще все же можно встретить
английское название Liberty – по имени ловкого и одаренного британского
предпринимателя, торговца тканями, обоями, фарфором, гравюрами и колониальной экзотикой Артура Ласенби Либерти, сумевшего почуять “золотую жилу” в новом прикладном
направлении. В 1902 году его компания Liberty & Co. принимала участие в Международной выставке современного декоративного
искусства в Турине – именно с того момента имя марки стало в Италии синонимом нового
направления в прикладном искусстве и ремеслах, ставшего здесь популярным как Liberty или Arte floreale.
|
Обеденный зал в Палаццо Castiglioni, Милан |
|
Деталь ковки на торжественной лестнице. Палаццо Castiglioni, Милан |
|
Парадная лестница в Палаццо Castiglioni. Ниже - детали интерьеров. Милан |
|
Casa Campanini в Милане. Лестничные марши |
|
Скульптурная группа на фасаде Палаццо Castiglioni. Милан |
|
Casa Campanini в Милане. Фото © Con un viaggio nella testa |
Утвержденный
в графике Обри Бердслеем, а в архитектуре – Антони Гауди, ар нуво
победно прошествовал по всем возможным сферам приложения творческой мысли –
здания, мебель, аксессуары, одежда, живопись, даже музыка и литература. В
мебели его особенностью было настойчивое применение декоров от флоры и фауны:
листьев, бутонов, цветов, животных и насекомых. Асимметрия объемов,
использование в качестве декора эмалей, витражей, инкрустаций из перламутра и
прочих известных материалов: черепахи, металла. Излюбленное дерево модерна –
орех и черешня, но применяются все известные и привычные, а также досягаемые экзотические
породы.
***
|
Tamara de Lempicka, "Синий шарф", 1930, деталь. Частная коллекция. Тамара стала символом Ар деко в Париже 30-х годов |
Последним классическим стилем в истории
мебели считается Art Dèco (20-30 годы XX века), как и
Art Nouveau появившийся во Франции по окончании первой
мировой войны, на закате Belle Époque. Это время регтайма и первого громкого расцвета кино,
зарождения первых модных домов в их современной интерпретации. Может именно
поэтому, кроме мебели Art Dèco еще значительнее проявился в ювелирном
искусстве, создав неподражаемые и до сих пор копируемые образцы.
|
Коридор элитного жилого дома Art Dèco в Милане |
|
Albergo Diurno Venezia - так называемый дневной отель, публичные бани. Милан. 1925. Архитектор Piero Portaluppi |
|
Деталь пола в Albergo Diurno Venezia - Дневная гостиница и публичные бани в Милане |
Это стиль,
впервые так активно распространившийся и на Новый Свет – Америка смотрит на
Европу как на образец и ориентир своих послевоенных вкусов во всем. И здесь активно выходит на сцену фигура архитектора-проектировщика или дизайнера, не обязательно
разбирающегося в технологических деталях мебельного производства, а скорее
сравнимого со стилистом моды – это “идеолог” концепции, лишь время от времени и при необходимости
вникающий в создание своего произведения.
|
Комод в стиле Art Dèco. Ломбардия |
|
Кресло для гостиной Art Dèco в стиле Marcel Breuer, Милан |
|
Звонок в виде уха - одна из "секретных" достопримечательностей Милана эпохи Art dèco. Палаццо Sola Brusca. Скульптор Adolfo Wildt |
|
Чайный и кофейный сервиз Art dèco. Италия. 1930-е гг. |
В мебели деко прослеживается
частичное влияние стилей семнадцатого века. Резьба и разнообразные лакировки
становятся отличительными чертами стиля, наряду с использованием в интарсиях и
резьбе сюжетов с хрупкими женскими фигурками, львами в окружении борзых,
грациозными дикими животными. Именно Ар-Деко стал тем питательным материалом,
на котором вырастали все модернистские течения ХХ века, как бы некоторые из них
не провозглашали отречение от вкусов прошлого: от рационализма и футуризма до
конструктивизма и постмодерна.
|
Здесь и ниже - вилла Necchi Campiglio в Милане. 1935. Архитектор Piero Portaluppi |
Если говорить о сегодняшнем использовании в
интерьере классических стилей, Art dèco и Ампир остаются,
пожалуй, до сих пор самыми любимыми и копируемыми образцами в современном
мебельном производстве, называемыми mobile in stile. Они лучше всего адаптируются к современным
интерьерам, тяготеющим в классике. А еще актуальным остается ход, когда в
современный интерьер внедряется одна-две классические детали, даже из таких “развесистых“
стилей как барокко – они создают акценты и нужные напряжения в помещении, чтобы
оно выглядело ярким и запоминающимся. Что говорить? Классика - бессмертна.
В статье использованы материалы Italian Ways, Arte antico Altervista, Antiques magazine, Questioni di Arredamento, Case Museo. Фото: Anna Kolomiyets, указано по месту и из открытого доступа. Вступительное фото:
выставка деревянной миниатюрной мебели “Manualmente Legno. In Miniatura”-Villa Necchi Campiglio, Милан, 2017. Заключительное - бассейн и сад виллы Necchi Campiglio в Милане, фото Mixer Planet. Вилла является сегодня штаб-квартирой FAI (Fondo Ambiente Italia), негосударственного фонда, занимающегося спасением культурного наследия Италии.
Для интересующихся темой: о самом великом интерпретаторе классических стилей, итальянском архитекторе Renzo Mongiardino читайте в нашем блоге от 17 октября 2016.
Еще об одном интересном проекте на ту же тему "Before Design: Classic" читайте в блоге от 19 мая 2016.
Понравилось, поделитесь
Наконец то я понял, откуда слово mobile, и почему! Спасибо Анна!
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам за обратную связь) Дает понимание, что делаю полезное дело.
УдалитьКлассно,спасибо.
ОтветитьУдалитьОчень приятно, спасибо за обратную связь!)
Удалить