CERSAIE & тренд’s. Part 2. Керамическая плит(к)а


Продолжаем с наблюдениями и выводами, сделанными после посещения самого известного в мире Салона керамики и сантехники, выставки CERSAIE в Болонье, во многом глобального законодателя моды в секторе. С помощью итальянского архитектора Давиде Верчелли у нас получилось включиться в процесс поиска новинок, представленных здесь, о чем было в первой части обзора, в блоге от 2 октября. Дальше придется осваивать этот пласт самостоятельно. В этой части будет иллюстрированный обзор по керамической плитке, плите, а вернее слябу, как принято называть среди производителей плиты больших размеров. Обзор будет поделен на блоки, согласно основным новинкам, замеченным на Салоне. В подтверждение будут приведены примеры, которые лучше всего характеризуют озвученные свойства. Приготовьте глаза (будет много иллюстраций) и ваше внимание – мы продолжаем. 


Ceramic slabs, большие размеры доминируют
Производители всего мира, но особенно итальянцы, соревнуются между собой: кто сделает самую большую и самую тонкую керамическую плиту? А еще лучше – с какими-то особыми свойствами, которые будут отличать ее от других. Так в прошлом году Iris Group впервые представила гибкую керамическую плиту в серии Ariostea (здесь выше - версия 2019 Ariostea Ultra). В этом году, по наблюдениям многих, главным новшеством стало еще большее ее утончение – до 5 мм, при линейных размерах более 3х1 м, и работа над текстурами. Такие плиты предлагаются как для сферы contract, архитектуры и урбанистики, так и для приватного сектора – все больше проектировщиков охотно используют керамические слябы вместо, например, натурального камня, получая возможность создавать яркие, запоминающиеся интерьеры и здания, с учетом требований устойчивого развития, без чего сегодня попросту нельзя ни строить, ни производить плитку.

Керамические слябы больших размеров ultra slim от Iris Ceramica Group: мраморы, ониксы, агаты. Тут и ниже

Бренд Leonardo: здесь и ниже

Cerdomus: здесь и ниже

Мраморы в версии от Imola Ceramica
Один из самых оригинальных стендов Emil Ceramica, плиты Verde Saint Denis новой коллекции Tele di marmo Evolution, тут и ниже

Новая коллекция "мраморов" от Gardenia Orchidea для Versace
Del Conca, коллекция Boutique HBO & Onice Fantastico
Метафизический стенд Refin с мраморными полами - один из самых оригинальных на выставке
Мраморы от Level, Emil Ceramica Group
Рельефные полированные плиты под мрамор от Aparici
Большие размеры – большие проблемы… с укладкой. Потому что не так много существует сертифицированных специалистов, умеющих обращаться с такими плитами. И проблема для архитектора тут немаловажная, потому что от умений плиточников зависит во многом как итоговый вид законченного проекта, так и его длительность во времени. В ответ на эту задачу параллельно с ростом размеров плит в Италии была создана Ассоциация укладки –  Assoposa, которая консультирует и готовит такие профессиональные фигуры, учит обращаться со специальными машинами и приспособлениями по транспортировке и установке, проводит тренинги по новинкам, выдает сертификаты. В том числе и на специальной площадке в дни CERSAIE, Città della Posa (пав. 31А), куда часто приходят посмотреть-послушать и проектировщики, ясно отдавая себе отчет в наличии проблемы, в обязательности специальных навыков у мастеров-укладчиков. Вывод: хочешь использовать большие керамические слябы в своих проектах – сначала найди или сам себе воспитай укладчика.    

Fiandre ceramic slabs: что можно делать с большими листами, тут и ниже

Ceramiche Fioranesi
Если говорить об эстетике, мраморы всё еще остаются на вершине популярности, как и год назад, только в этот раз производители удивляли невероятного качества ониксами, которые представили очень многие марки. С ощущением прозрачности, транспарентности. Как этого добились технологи – остается загадкой. Почитав комментарии специалистов в профильных журналах, понимаешь, что главные скромные герои этого праздника красок и текстур, который мы наблюдаем на CERSAIE, остаются именно они, за кулисами. Ощущение прозрачности “ониксовой” поверхности достигается специальными минеральными клеями, глазурями, крошкой и пастами, передовыми способами нанесения декора на поверхность, иногда в сочетании струйной печати и традиционной, толщиной красочного слоя, обжигом в несколько прогонов. 


Iris Ceramica, здесь и деталь ниже

При каждой уважающей себя фабрике существует исследовательский отдел, где экспериментируют и усовершенствуют техники, доводя до совершенства, до иллюзии реальности нужный декоративный эффект. Во многом самые передовые решения и ноу-хау здесь – за итальянцами. Подтверждение тому переселение многих офисов зарубежных производителей, включая крупнейших американских, в итальянскую Эмилию, провинцию, где сосредоточены основные исследовательские фирмы, работающие над разработкой новых технологий и машин для производителей керамической плитки. Это в каком-то смысле Силиконовая долина по керамике. А выставка CERSAIE остается уникальной и показательной витриной всей этой инновации.


Цвет + материальность Х устойчивость
Кроме мраморов, часто редких или таких, которых уже не существует в природе, плиты имитируют комбинации нескольких типов мраморов, мраморы с включениями металлических элементов или каменной резьбы, мраморную мозаику, другие типы натурального камня, например, граниты, полудрагоценные кварцы, аметисты, яшмы, агаты или каменную соль. Как разновидность были показаны одинаковые по рисунку, но разные по текстуре серии: графленные, матовые или полированные, гладкие или рельефные, с невероятно реалистичными не только визуальными, но и тактильными качествами (фото выше: коллекция Amazonite от Fiandre).

Fiandre иронично показали на стенде рядом с новой коллекцией Pink Rock Salt настоящий камень - для сравнения: тут и ниже


Серия "ониксов" от Cerdomus, тут и ниже деталь

В части применения таких плит стала заметной тенденция не только использовать их большими листами, но и в изобилии появилось в этом году предложений сложно нарезанных и уложенных, в том числе рельефно, с игрой поверхностями. Можно было видеть варианты сочетания мраморов с другими материалами, например, под дерево. Марки в этот раз не только демонстрировали плиты с новыми рисунками, но именно учили посетителей, давали конкретные подсказки по разнообразию возможных вариантов использования своих уникальных керамических слябов.


Гладкие и c рельефной "резьбой" плиты под камень от Azteca
"Каменная мозаика", нарезанная из большеразмерных плит. Стенд Azteca
Вариант укладки нарезанного сляба от Italgraniti
"Камень" и "дерево" в одной сборке (горизонтальная панель) - предложение на стенде испанской марки Vives
Тот же подход камень+дерево на стенде Italgraniti
Примеры рельефной укладки с эффектом 3D нарезанных керамических слябов под камень, стенд Porcelanosa, здесь и ниже






Вариант цельной и 3D укладки нарезанной керамической плиты от Apavisa, гладкий вариант и с рельефом, тут и ниже

Еще одно наметившееся направление – керамика пробует заменять собой поверхности, которые еще вчера традиционно делались из других материалов. Из нарезанных керамических слябов при наличии уникальных клеев собираются ванные, умывальники, поверхности кухонных столешниц, камины, барные стойки, мебель, даже светильники, уличные скамейки и другие элементы оформления интерьера или экстерьера. Даже теннисные столы!)

Умывальник, собранный из керамической плиты под оникс. Porcelanosa
Мебель и аксессуары из керамических плит под мраморы от Iris Ceramica. Тут и ниже

Кухня из керамических плит на стенде Mirage. Ниже - их же ванный гарнитур, серия призер Architizer Award 2019


Раковина, собранная из нарезанных керамических плит от Refin
Бар, кухня и ванная, собранные из керамики разных коллекций бренда Viva (Emil Ceramica Group). Здесь и ниже






Ванная, полностью "сконструированная" из плит серии Ergon от Emil Group
Стол из керамической плиты, плиты Patagonia новой коллекции Tele di marmo Evolution, Emil Ceramica
Камин и кресла из плит марки Ergon, Emil Group
Теннисный стол от Fondovalle
Уличные скамейки, вазы и мощение в серии Urban от Tagina - все керамическое. Тут и ниже 

Интересным ответвлением, увиденным в этом году на выставке, показалось соединение (встреча) в одной плите двух материалов: камня (крошки) и дерева, как у Эшера, плавно перетекающих один в другой. Наверное, самым ярким примером в этом смысле можно назвать новые коллекции Alter и Ego, а соединила их Alter Incontro и Ego Incontro от бренда Viva Ceramiche (Emil Group). Incontro с итальянского означает именно встреча.

Здесь и ниже: Alter Incontro и Ego Incontro от Viva Ceramiche (Emil Group), один из самых оригинальных стендов



Плиты под дерево также были повсеместно представлены, но в значительно меньших объемах, чем “камень”.

Emil Ceramiche: пол, стены и мебель в керамическом материале под дерево
"Дерево" натуральное и окрашенное
Бренд Gardenia Orchidea для Versace
Говоря о еще одном остающемся в тренде направлении, имитирующем камень, стоит упомянуть так называемую технику seminato, или более изысканную palladiana, или ее благородную предтечу, историческую технику XVI века terrazza alla veneziana. Образцами служат тут реальные полы, и тогда керамическую плиту нужно пристально рассматривать и трогать, чтобы убедиться – не настоящая ли, все-таки керамика; или откровенно нарисованные, не старающиеся дать ощущение другой техники, отражающие скорее идею “венецианской террасы”. Появились также удачные имитации еще одной известной исторической техники уличного мощения, которая по-итальянски называется acciottolato [ачоттолато]. В оригинале вместо брусчатки здесь использовались не рубленные камни, а округлая или эллипсоидальная речная галька ciottoli [чоттоли], которая укладывалась непосредственно на грунт, песчаную засыпку, известковую или цементную основу и тщательно подгонялась, часто из камней разных оттенков даже выкладывались узоры. Сегодня их с исключительным подобием имитирует керамика.

Марка Ergon от Emil Ceramiche Group, здесь и ниже

Seminato от бренда Leonardo
Вариант, больше похожий на palladiana от Imola Ceramica
Вариант seminato от Fondovalle
Удачная имитация accittolato в новой коллекции Refin
Говоря о вариациях на тему seminato, было представлено много вариантов более или менее благородного, индустриального вида плит, что уже можно было наблюдать в прошлом году, но сейчас производители решили персонализировать их весьма оригинальным способом. Например, живописно “налив” или разбрызгав на такую нейтральную, часто серую в крапинку основу краски – как будто случайно. В сочетании с “чистыми” плитами получается очень свежо и креативно. Предлагается как для интерьера, так и для экстерьера, на пол и на стены.

Предложение от Apavisa: новое развитие предыдущих коллекции "индустриального пола". Тут и ниже


Еще одним удивляющим шагом вперед стало появление плитки, которая на срезе” дает такой же материал на достаточно большую глубину, то есть действительно очень достоверно имитирует натуральный камень или каменную крошку “венецианской террасы” – настолько, что заставляет забыть, что это только эффект поверхностей – минеральные пасты, крошка и краски, гениально смешанные технологами. Здесь яркий пример – серия Rialto от FMG (Fabbrica Marmi e Graniti), фото ниже.



Закончив с темой больших плит, посмотрим, что происходит в традиционных размерах керамической плитки: и здесь тоже можно наблюдать, при насмотренности из года в год, определенные тенденции – плавно вырастающие из прошлогодних. Попробуем дать им условные определения и проиллюстрировать конкретными примерами новинок или множественных похожих вариантов от лидеров рынка.

Эффекты 3D
Они здесь были во множестве и двух типов: рисунки на плоской поверхности плитки, создающие трехмерный эффект, по образцу ренессансных “визуальных обманок”; и другой вид – это именно трехмерные рельефы разной глубины, иногда монохромно окрашенной поверхности, иногда усиленные еще и рисунком. Часто такие плиты предлагаются в сочетании с гладкими такого же тона, усиливая игру контрастов.


Emil Ceramiche (справа)
Предложение от бренда Francesco de Majo

3D версия от Porcelanosa
Здесь и ниже: Mutina

Эффект голограммы,
как разновидность предыдущей позиции. Такое наблюдалось в новой коллекции для Versace от марки Gardenia Orchidea (фото ниже).


Эффект consumato – разрушения, потертости
В прошлом году в венецианском музее Palazzo Fortuny прошла выставка Futuruins (Будущие руины), которая красочно рассказывала о всегдашнем трепетном отношении человечества, во все времена, к теме руин, разрушения, следов прошлого. Как реплика на ту же тему (видимо что-то такое в воздухе) – у многих брендов были представлены новые коллекции с плиткой, имитирующей бой, трещины, сколы, царапины, эффект craquelé – в общем, следы работы времени, надо сказать, очень реалистичные. Поэтому условно все это предложение можно было бы назвать, по аналогии с выставкой в Венеции Futuruins – число приведенных примеров в подтверждение тому, что вырисовывается определенный тренд.

Серия Blu Patch от Iris Ceramiche
"Потертые обои" в новой коллекции от Refin
Тот же эффект в коллекции от Del Conca
DOM Ceamiche
"Потертости" в коллекции от Apavisa
Цементы
Едва наметившаяся в прошлом году тема, в этот раз была представлена более разнообразно и бóльшим числом производителей – так что, вероятно, скоро она не заглохнет. Будем дальше наблюдать развитие этой тенденции, особенно для использования в экстерьере.

"Цементы" от маки Eco Ceramica
От Paul Ceramiche - в сочетании с плитам других текстур
От Villeroy & Boch - с тонким металлическим рисунком на "цементной" основе
DOM Cramiche: для интерьера и экстерьера

Графизмы
Под этим условным названием можно объединить две разновидности плитки. Неизменно присутствует из года в год заметное число предложений с тонким графическим, часто монохромным рисунком, к которому в пандан существуют гладко окрашенные в два тона: фона и рисунка плитки. Другой вид – многоцветный плотный декор на гладкой поверхности, часто с очень тонким, сложным или составным как паззл рисунком, выполненным в технике струйной печати, напоминающий развитие с помощью современных инструментов графики в стиле Art & Craft. Или вариант живописно разлитых красок. 

Ascot Ceramiche, коллекция Bellevu
YES Serie от Paul Ceramiche
Savoia Italia
Как разлитые краски: новые коллекции от Apavisa
Сборный "графизм" от Imola Ceramica
Коллекция Ornamenta от Gamma Due
Новая коллекция Chymia от Mutina

Эффект обоев
О нем было подробнее рассказано в первой части обзора, спасибо за подсказку архитектору Давиде Верчелли (ниже проиллюстрировано продукцией Ape Grupo).


Традиционная плитка с глазурями и рельефом
Эта традиционная категория больше всего была представлена на выставке узким (с предложением горизонтальной укладки) форматом, чаще прямоугольным, реже сложных форм (как в примере Ape Grupo ниже), с характерной неровной поверхностью, которую подчеркивал блеск глазури. Очень качественное индустриальное воспроизведение плиток ручной работы. Было достаточно заметным также предложение коллекций, в которых в одноцветной плитке сочетаются матовые и глазурованные поверхности.


Испанская Ape Grupo - достойный конкурент итальянским маркам
Gruppo Ricchetti
Polis Ceramiche
Ape Grupo
Прямоугольные узкие плитки от Imola Ceramica
Декоративные плитки от Codicer 95
На стенде Ceramiche De Majo

Green deal
Понятие sustainability на русский переводится очень плохо и неточно, поэтому не покидает ощущение, что “устойчивое развитие” намного более ограниченный по своей глубине термин, чем его английский оригинал. Это как раз тот случай, когда употреблять, что называется, исходник – не зазорно, а хорошо бы найти и вживить в современный русский язык какой-то неологизм, как можно точнее соответствующей сути проблемы. Так вот, еще раз о sustainability. Об эко-технологиях, которые сложно проиллюстрировать, на выставке трубят из каждого пресс-релиза, брошюры, описания. Иначе – моветон. Плиты из переработанных материалов, экономия воды и энергии на производстве благодаря передовым технологиям, использование натуральных “ингредиентов”, водяных растворителей или изобретение менее вредящих среде процессов – однозначно и безоговорочно часть жизни итальянской керамической индустрии.


Поэтому на фоне стерильной технической информации “без картинок” этот пример, о котором ниже, все же можно проиллюстрировать, хотя бы цифрами и процентами (если интересно), так как эстетика здесь вторична и может быть какой угодно. Абсолютное технологическое ноу-хау этой выставки, примерно как в прошлом году была гибкая большеразмерная керамическая плита – это новое поколение керамики Active Clean air & Antibacterial ceramic от Fiandre ceramic slabs (Iris Ceramica Group), итог многих лет работы с первыми интересными результатами, начиная с 2017 года: эко-активный, анти-загрязняющий и антибактериальный "суперматериал". Если интересны подробности, их можно найти на сайте производителя. Кратко: это фотокаталитический продукт, который благодаря совместному действию света (естественного и искусственного или с недавнего времени даже led), воздуха (кислорода), влажности и диоксида титана способен использовать все свойства фотокаталитических материалов для антибактериального эффекта, уменьшения загрязнения окружающей среды, самоочищения, уничтожения запахов. И вопрос декора тут действительно отходит на второй план, если учесть, насколько применение такой плитки может улучшить состояние наших городов и жилых помещений. Дома, оздоровительные центры, отели, рестораны, спортивные залы, детские сады, школы, поликлиники, больницы – ждут!

Еще наблюдения…
Похоже, начинает сходить на нет мода на так называемые цементины cementina, имитации традиционной популярной плитки, гладкой, неглазурованной, с яркими декоративными узорами: количество предложения в это году значительно уменьшилось. Ей на смену, кажется, приходит плитка, имитирующая росписи по керамической поверхности, похожие на технику расписных глазурованных горшков, с нерегулярным рисунком типа free hand.

От Aparici - отголоски моды на cementine
Керамический "коврик" от ECO Cheramica
Тоже на закате, по крайней мере такое ощущение складывается по числу представленных новинок, имитация металлов и всякие радужно-химические эффекты на плитке, доминировавшие несколько предыдущих лет. Зато появилось больше сочетаний “металлизированных” эффектов, чаще золото, латунь, бронза в сочетании с матовым или контрастным декором.  


Новинки от Vives
Тут и ниже: коллекции Aparici



Еще не всё
В эту часть не были включены такие материалы как мозаика из смальт, покрытия не керамической природы (как дерево, стекло, цемент, обои, пр.), уже несколько лет щедро представленные на CERSAIE. Это мы внимательно рассмотрим в одном из следующих обзоров. Продолжение следует…  


Вступительное фото: стенд испанской марки Vives. На втором и заключительном фото: проект Lotto Pavilion, проект Marco Porpora Architetti, бренд Ariostea Ultra. В статье использованы материалы, предоставленные организаторами CERSAIE и отдельными экспонентами. Фото Anna Kolomiyets.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni 2018. Зачем ехать в апреле в Милан