Danteum. Архитектура как иллюстрация

Выставка “Абстракция и конструкция” в Миланском музее Триеннале не обещала каких-то сногсшибательных открытий. Посвящена была архитектору середины ХХ века Пьетро Линджери*: миланская школа, защитился в Академии Брера в 1926, работал в основном на Севере Италии и вокруг озера Комо, будучи сам из тех мест. Яркий представитель школы итальянского рационализма. Среди добротных и детальных чертежей, подач интерьеров для магазинов и частных вилл, детальных рисунков мебели и акварельных отмывок, вдруг “выскочил” в одном из залов этот невероятный проект. Danteum. Посвящение великому итальянскому поэту Данте Алигьери и его “Божественной комедии”. Впервые в истории архитектура выступила как иллюстрация к литературному произведению. Захотелось узнать больше об этом уникальном проекте, который, если бы был построен, мог стать одним из самых необычных архитектурных памятников ХХ века.


Начало истории

Идея впервые пришла Рино Вальдамери, тогдашнему директору Академии Брера в Милане и президенту Итальянского общества Данте. Его поддержал богатый фабрикант cotoniero Алессандро Посс. В 1938 году Вальдемари сумел донести свои мысли до ведома Бенито Муссолини. Здание должно было стать частью грандиозных архитектурных проектов, задуманных к проведению Всемирной выставки в Риме Esposizione Universale Roma 1942 – E.U.R. или E.42 и в ознаменование двадцатилетия “Эры фашизма”. Дуче был вдохновлен предложением – идеей-фикс правителя было прославление всеми способами нарождающейся империи и фашистского режима. И фигура Данте с его всемирной славой подходила идеально – это был прекрасный пропагандистский повод.

Проект назвали Danteum. Это должен был быть некий современный храм, архитектурная абстракция, которая самим своим образом иллюстрировала бы великую поэму XIV века, “Божественную комедию” (1308-1321). При нем также была задумана библиотека со всеми доступными изданиями произведений Поэта на всех языках существующих переводов и посвященными ему монографиями. Это должен был быть памятник архитектуры, в который концептуально и конструктивно была перенесена поэма Данте.

Открытие в Риме нового проспекта Via dell’Impero. 1931-1932

Определились с местом – был выбран большой участок вдоль Via dell’Impero (сегодня Via dei Fori Imperiali – улица Императорских форумов)Эта новая римская улица была прорезана всего за два года с 1931 по 1932, чтобы соединить Колизей (I век н.э.) с патриотическим Алтарем Родины – Altare della Patria (1885-1911) на площади Венеции. Новый проспект для военных парадов Муссолини. Место было символическим по многим позициям, между важнейшими архитектурными памятниками нескольких эпох максимальной славы итальянской истории: Древнего Рима и новой объединенной Италии: от славы древней к славе современной.

Для работы над проектом Вальдамери привлек двух ломбардских архитекторов, Пьеро Линджери и Джузеппе Терраньи**, давних коллег. Земляки, оба родились под Миланом, они сотрудничали с 1925 года, когда Джузеппе был еще студентом миланской Политехники. Старший на 10 лет Пьетро поначалу был ментором Терраньи. В 1933 году они открыли в Милане общую студию. Имена обоих фигурируют среди основателей стиля итальянского рационализма, который доминировал несколько десятилетий правления Муссолини.

Для создания немногих декоративных элементов Дантеума был приглашен известный художник и скульптор Марио Сирони***.

Фрагмент плана Форума. Отмечен Danteum по отношению к базилике Максеция
Кто из двух архитекторов привнес больше в развитие проекта, сложно сказать. В источниках чаще звучит имя Терраньи, как более известного, но недавняя выставка в Милане возвращает к пониманию, что, вероятно, это был равноправный творческий тандем. К презентации проекта на высокий суд лидера нации 10 ноября 1938 года в римском палаццо Венеция Терраньи написал краткий отчет – Реляцию о проекте Danteum”Она отлично иллюстрирует архитектурную идею и ее возможное воплощение. Акварельные подачи и чертежи подписаны arch. prof. Pietro Lingeri”, а более поздний макет Линджери заказал уже самостоятельно, в 1940 году, когда его молодой партнер отошел от работы над проектом, призванный в армию в сентябре 1939. О чем подробнее будет дальше.

“Не музей, не дворец, не театр, а храм”

Продолжение рассказа о Дантеуме в журнале Project from Italy  от 25 декабря. Кликайте, чтобы читать дальше...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан