Euroluce 2019. Декор, технологии и устойчивое развитие


Кто знает апрельские миланские Салоны и приезжал сюда неоднократно, может согласиться, что есть свои предпочтения между четными и нечетными годами. При том, что мебельные бренды остаются практически без изменений и деление по секторам Классика-Современность-Дизайн уже отпечатаны в памяти как виртуальная карта, биеннале света Euroluce по нечетным годам у многих (как и у автора) остается самой любимой. Как в этот раз. О новинках в мире освещения, представленных в Милане, наш рассказ – ведь они будут определять моды и тренды как минимум на ближайший год. В конце – мнение эксперта, свето-дизайнера с тридцатилетним стажем Маттео Фьоре. Знакомьтесь. 



За два года с прошлой Биеннале (о ней можно прочесть в блоге от 24 апреля 2017) первое общее впечатление, еще до того, как вы начинаете вникать в подробности конкретного предложения – это грандиозность стендов в павильонах 9-11-13-15 (38 000 кв. м!) Они сами по себе интереснейшие архитектурные проекты temporary, часто сделанные известными студиями, заслуживающие, наверное, отдельного обзора. Это величественные храмы и роскошные салоны, таинственные и интригующие “пещеры” и запутанные лабиринты, зеленые оранжереи и подвешенные в воздухе гигантские кубы с почти сюрреалистическими сценариями внутри. В этом году были даже карусели, о чем ниже.  

Стенд Paolo Castelli, тут и ниже

Стенд The Theory of Light чешской марки Lasvit, тут и ниже 

Один из залов стенда Flos с предложениями outdoor. Слева модели серии Caule, дизайн Patricia Urquiola
Экстерьерные предложения от Artemide тоже разместились в "саду"
Загадочный висячий куб. Премьерный стенд украинской марки Sergey Makhno Architects. Интригующий экстерьер... 
...и вдохновляющий интерьер стенда
Можно сказать, что в секторе освещения происходит своеобразное соревнование лучших с лучшими, с постоянным подъемом планки качества. Вот кажется –  куда уж выше? А оказывается есть возможности: светильники и системы освещения становятся еще более совершенными и инновационными благодаря постоянным исследованиям компаний, с высоким эстетическим качеством и удобством в использовании, под девизом энергоэффективность + высокотехнологичные материалы + интеллектуальные технологии.

Стенд Contardi превратили в зеленый оазис 
Стенд Serip с проломом, озером и роялем
И наконец, обещанная карусель, которая на самом деле вращалась. Стенд Preciosa с проектом Carousel of Light
Если в прошлом обзоре 2017 деление по типологии было более дробным, в этот раз попробуем разделить всё предложение на две основные группы – свет декоративный и свет архитектурный – и посмотреть внимательнее на обе категории, внутри каждой из которых есть множество других “подвидов”, но есть, естественно, и перетекания одной в другую.



Свет декоративный
Эта “разновидность” включает в себя свет с сильной скульптурной и художественной матрицей, винтажные повторы стилей прошлого (например, ар-деко), примеры, вдохновленные природными образцами из мира флоры и фауны, иногда аллюзивные, иногда буквальные – Природа остается одним из главных вдохновителей дизайнеров. Однозначно в эту категорию можно также отнести все те светильники, главной задачей которых является скорее не осветить, но украсить пространство, в которое они помещены – когда функция “пролить свет” уходит подчас на второй план. В павильонах миланской ярмарки такому декоративному свету было отведено подавляющее большинство площадок. Приведем несколько самых показательных примеров, чтобы не сказать ярких – потому что яркими были все.

Птички, бабочки, зверюшки... и прочая фауна
Здесь и ниже: на стенде бельгийской марки Serip

Бабочки на стенде испанской марки Lladró
Там же у Lladró бабочки стилизованные, модель Nightbloom, дизайн Marcel Wanders
Люстра Adonis 1650 исторической венецианской марки Barovier&Toso все того же неутомимого голландца Марселя Вондерса. Ниже деталь

Ласточки в светильнике Hirondelles французской марки Lalique

Светильник Big Bird с использованием традиционного для этой испанской марки lzf дерева
Веселый зоопарк от ироничного бренда Karman, здесь и ниже. Дизайн основателя марки Matteo Ugolini

Модель Whale марки MM Lampadari, дизайн Leo De Carlo, вдохновлена силуэтом кита, что следует из имени
Неожиданный Quasar с люстрой, вдохновленной очертаниями медузы, с использованием RGB, задумана для сектора contract
Masiero. Напоминает стаю чаек или альбатросов

Цветы, листья, плоды - флора
Светильники и люстры от Serip, здесь и ниже

Настольная cordless модель Lafleur от Slamp, дизайн Marc Sadler
"Цветочные" предложения от испанского бренда Bover
Свет и шумопонижение, а еще зонирование пространства в модели Eden Collection итальянского бренда Rotaliana  
Как ветки со странными плодами, люстра от голландцев Brend van Egmont
Историческая чешская марка Sans Souci работает со стеклом, хрусталем и зеркалами. Light Moment Collection
Ироничная и уютная коллекция Opyo, дизайн Cristina Celestino для Kundalini 
Световые "деревья" на стенде SLAMP
И еще растительные формы на стенде Swarovski, фото Diego Ravier
Quasar предложил два варианта модели Apple mood - большую и маленькую, и в разных цветах. Здесь и ниже


Исторические стили, винтаж
Barovier&Toso
Archeo Venice Design - вариации на светильники в стиле Fortuny
Пересмотренный ироничный вариант средневекового замкового светильника. MM Lampadari. Здесь и ниже

Светильники в винтажном вкусе от Contardi, здесь и ниже

Бренд Torremato представил серию светильников с аллюзиями на ар-деко. Модель Miami, дизайн Elena Salmistrato
Аллюзии на стиль рационализма в модели dcwe
Вариации ар-деко в коллекции Melogranoblu. Коллекция Diapason
Ретро аромат у модели Papilio, дизайн Armando Bruno и Alberto Talamante Torres для Masiero
Классика? Да! Но какая современная - в модели Ice cream исторической марки Laudarte
Еще становится все очевиднее, что будущее света электронное, а не электрическое. Отличительный потенциал электроники заключается в ее способности нести информацию, которая позволяет использовать разные режимы взаимодействия человека с осветительным прибором, например, через сенсорный экран. Так что многие предложения использовали эти свойства, предлагая почти игровые сценарии. Как например, в новой модели Huara, дизайн Elemental для Artemide, представляющий низковольтную переносную темную сферу, интуитивно включаемую прикосновением.  

Artemide. Лампа Huara по идее студии Elemental
Беспроводные светильники от Bover
Переносная беспроводная модель светильника от Contardi. Ниже - они же в варианте с подключением

Переносная cordless модель In Vitro, дизайн Philippe Stark. Новинка от Flos 
Беспроводные лампы от lzf
Saint-Louis - cordless модель, дизайн Noé Duchaufour-Lawrance
Cordless мини модели от французской марки dcwe
Не проходит мода на cordless lamp: их разнообразие и изобретательность дизайна можно объединить только по этому принципу, потому что были показаны как стеклянные, хрустальные, пластиковые, так и деревянные или металлические модели. 

Лампочка cordless в версии Barovier&Toso
Лампочки в версии от Slamp, тут и ниже

Лампочка от ироничного Davide Groppi
***
Vibia. Модель FLAT, дизайн Ichiro Iwasaki - а тени-то и нет...
Luceplan, интерьерная и экстерьерная модель Fienile (сеновал), дизайн Daniel Rybakken
И еще возвращается лампочка как один и вдохновляющих образов для современных интерпретаций - таких моделей тоже было обнаружено немало на выставке. 
И мини-разновидность: модели-пожиратели теней... как в двух примерах выше от Vibia и Luceplan.



Свет архитектурный
К архитектурному освещению можно отнести все те предложения, которые, часто оставаясь почти эфемерными, призваны улучшить качество восприятия пространства или среды, если речь идет об экстерьере. Это свет, рисующий само пространство, создающий атмосферу практически незаметными профессиональными инструментами.  Сам источник освещения в данном случае часто оказывается скромным и “невидимым”, как и структуры, помогающие этот свет закрепить, направить, отрегулировать, изменить или приспособить/трансформировать в зависимости от проектных задач. Здесь также выходят на первый план такие свойства как температура и интенсивность света, гибкость использования его вспомогательных элементов, что ни в какой мере не умаляет его эстетических характеристик. Можно было бы условно назвать эту разновидность светописью, по подобию с аналоговой фотографией.

Одно из предложений Lumen Center Italia
Появление светодиодов LED и миниатюризация источника света содействовали настоящему расцвету именно в этом направлении, а автоматизация обслуживания building automation и возможность создания изделий по индивидуальному заказу радикально изменили внешний вид ламп, которые становятся все более компактными, нитевидными и гибкими, как внешне, так и в использовании.

Martinelli Luce, коллекция Colibri
Davide Groppi
ENDLESS от Davide-Groppi. Фото IG-follow
В направлении Architectural light бесспорным лидером, причем в международном масштабе, зарекомендовал себя итальянский бренд Flos. И не только потому, что впечатляет список его звездных дизайнеров этого года: Nendo, Piero Lissoni, Patricia Urquiola, Michael Anastassiades и Formafantasma. Но и потому, что на дебютной, новой для Салонов площадке S.Project (за пределами основных павильонов Euroluce) маркой были показаны исключительные по инновационной компоненте светильники и системы с оригинальными формальными решениями, такие, которые открывают совершенно новые сценарии освещения, начиная от частного проекта до архитектурного света и экстерьера.

S.Project - премьера Салонов этого года с интерактивной дизайнерской стеной #DesignHoldingWall
Суммарная возможность показанных систем освещения позволяет адаптировать световую структуру к размеру пространства, в котором она размещается, варьируя количество модулей, выбирая стандартные конфигурации под более сложные, настраиваемые ad hoc решения.

Coordinates, дизайн Michael Anastassiades для Flos
Это прежде всего несколько новинок, созданных англо-кипрским дизайнером Michael Anastassiades. Речь идет о двух моделях. Coordinates, основанной на композиции горизонтальных и вертикальных линейных элементов, которые пересекаются друг с другом под прямыми углами, создавая “световую решетку”, а гибкость модели позволяет адаптировать световую структуру к размеру пространства. 

My Circuits, дизайн Michael Anastassiades
И вторая модель в том же ключе – коллекция My Circuits, основанная на полной проектной свободе сочетать прямые и криволинейные дорожки-направляющие для размещения на потолке, при любой конфигурации, серии из пяти подвесных светильников, каждый со своими особыми функциями: от простых прожекторов до сияющей ровным светом сферы и диска. 
Еще одна представленная на выставке новая модель от FlosDiversion неутомимого Piero Lissoni - пример гибкого в применении и лаконичного по выразительности архитектурного света (фото ниже).



Artemide. Turn Arround, дизайн Carlotta de Bevilacqua - тут и ниже
Artemide, еще один итальянский бренд, мировой лидер в области архитектурного света и самых передовых технологий, дизайнерский поиск которого развивается в направлении создания новых гибких систем освещения, параллельно с разработкой интерактивных сервисов, как собственное программное обеспечение Geo-Li Fi и Artemide App. Представленная в Милане La Linea по проекту американской студии BIG (Bjarke Ingels Group) – это развитие проекта 2017 года Alphabet of light, сочетание выразительности с полной композиционной свободой. Гибкая световая трубка может принимать самые неожиданные формы как на стене, так и на потолке, создавая равномерное и комфортное освещение во всем пространстве. При этом крепеж прячется в секции, не оставляя теней или следов, а длина одного элемента составляет 2,5 или 5 метров. Интересно, что эта коллекция отлично себя чувствует и в экстремальных условиях – от -20 ° C до 40 ° C.

La Linea от Artemide. Ниже Interweave - вариант потолочный и настенный


Turn Arround - еще одна гибкая и многовариантная модель от Carlotta de Bevilacqua. Artemide
Mappamundi, дизайн Carlotta de Bevilacqua для Artemide  
С похожими характеристиками модульности и гибкости в создании нужного светового сценария при высоком качестве света демонстрирует и новая модель Interweave дизайнера Pallavi Dean, в ней гибкая световая трубка свободно и многовариантно крепится на цилиндрах, и тоже может использоваться как на стене, так и на потолке. Еще одна модель, показанная в Милане, рисующая светом пространство при гибкости моделей, это Diversion по дизайну Piero Lissoni и две коллекции Turn Arround и Mappampndo, многовариантные модели от Carlotta de Bevilacqua.


Гениальное в своей простоте (кажущейся) и предложение архитектурного света от испанского бренда Vibia, который представил в Милане новую модель STICKS by Arik Levy (на фото выше и ниже). 


Gradient, завораживающая модель в новинках Vibia, дизайн Marteen De Ceulaer
К разновидности светописи можно отнести также все те модели, часто скромные по дизайну, по предлагающие интересные сценарии именно света и тени. Здесь Vibia тоже отличилась, привезя в Милан новинку GRADIENT, дизайн Marteen De Ceulaer.
Ниже на фото - минимальные модели французской марки CVL


Знакомьтесь: термины. Время быть smart
Эту часть рассказа сложнее всего проиллюстрировать наглядными примерами, потому что речь пойдет о наработках из сферы невидимой, но очень важной. Умный дом, умная вода, умная роскошь, умный свет… мы как пользователи становимся все больше объектом эксперимента: с новыми технологиями, с по сути научными замерами чувственного и эмоционального отклика потребителя на технологические изыскания. В этом плане Euroluce – идеальный пример, иллюстрирующий такие тенденции общего движения рынка, и не только в обсуждаемом сегменте. Программное обеспечение для световых технологий сегодня обсуждается не только с точки зрения оптимизации производства и экономии, но и как инструмент для декорирования среды и создания нужной атмосферы, включая эмоциональную: вот вам и соединение света декоративного с архитектурным. Причем эта эволюция коснулась абсолютно всех типологий освещения: от приватного и общественного интерьера до экстерьера, офиса, промышленных зданий, даже для медицинского применения. На выставке многие дизайнеры представили новые формы почти “неощутимого” света, а производители чутко откликнулись на такой запрос, проектируя сложные системы освещения, например, даже с голосовым управлением.


Задача сектора в поисках энергоэффективности, устойчивого развития и снижения затрат в целом подтверждается и выставкой этого года, поэтому правильно было бы обновить профессиональный словарь несколькими терминами или вспомнить уже озвученные в прошлые годы. Здесь разобраться в дебрях нового глоссария нам помогал наш эксперт, архитектор и свето-дизайнер Маттео Фьоре* – доверимся специалисту (на фото).


Итак, Smart подразумевает возможность Wi-Fi управления светом: можно включать, выключать, менять интенсивность источника дистанционно, с помощью, например, смартфона. И это, скажем, не супер-новинка.
IoT ready (от Internet of Things - IoT) в применении к нашей теме подразумевает подключение и управление объектом через Интернет, с помощью устройств/датчиков и программного обеспечения, позволяющего собирать и обмениваться данными. Но это не просто подключение и хранение как можно большего количества данных: это и умные приложения, которые используют эти данные для улучшения процессов, повышения эффективности и сокращения ресурсов и затрат. Как, например, в упомянутом выше софте Geo-Li Fi от Artemide.
Tunable White или White Changeable означает возможность регулирования температуры света от теплой до холодной (не путать с окрашенным светом RGB). Анализируя физические и эмоциональные аспекты источника с более или менее теплым светом, появляется возможность лучше интегрировать его, например, в домашние системы, а приложения позволяют управлять светом индивидуально, даже в зависимости от времени дня, биологических ритмов, менять его в соответствии с настроением. А также использовать предустановленные сценарии или создавать свои, суммировать искусственный свет с естественным дневным для обеспечения максимального эмоционального комфорта и экономии энергии.



Ремни как тренд 2019
К дискам, кольцам, спиралям, доминировавшим на прошлой биеннале, мы уже привыкли. Если попробовать выделить какой-то один элемент – заметный, почти навязчиво повторяющийся во многих новинках экспонентов Euroluce, можно сказать, что на выставке в Милане это были ремни или ленты. Кожаные (чаще), резиновые, силиконовые или пластиковые, на которых закреплены или развешены осветительные элементы, или которые сами становятся источниками света. Это как единичные объекты, законченные в своем дизайне, так и с возможностью повтора в разных сочетаниях, когда такой предмет суммарно формирует большой объем света, превращаясь в люстру-скульптуру, или равномерно заполняет собой все отведенное пространство, становясь его главным и самым запоминающимся действующим персонажем.  


Belt – так и называется новый проект братьев Ronan & Erwan Bouroullec, ярко представленный на выставке маркой Flos. Это система подвески, основанная на гибкости, которая следует тому же подходу к дизайну, что и их прошлогодняя модель Aim. В этот раз система кабелей заменена кожаными ремнями, в которые внедрены светящиеся профили – театральное оформление на стенде максимально ярко продемонстрировало выразительные возможности этой модели. 

WireLine, дизайн Forafantasma

Их же, Flos, новинка с ремнями WireLine, созданный студией Formafantasma – развитие их же модели прошлого года WireRing.  Элементом, характеризующим этот новые проект, является электрический кабель из резины в сочетании с ребристым стеклянным стержнем-трубкой, предназначенным для крепления светодиодного источника света. Ремни подвешены к потолку и свободно ниспадают по собственным весом: модель хороша как в ритмически повторенной версии, так и собранная “в пучок” – как это было на стенде Euroluce.

Здесь и ниже: модель Stirrup – стремя от Quasar

Еще одна показательная модель в этом ключе Stirrup – стремя – новое предложение голландской марки Quasar (дизайн Sybille van Gammeren), где светящийся элемент в форме стремени подвешен на кожаном ремне, и даже дизайн упаковки соответствует теме.

Brokis. Модель Mona M. Дизайн Lucie Koldova
Еще оду симпатичную модель на ремнях представил чешский бренд Brokis – это коллекция Mona, дизайн Lucie Koldova. Она основана на концепции проникающих форм и существует в нескольких размерах (S, M, L, XL) и различных видах светильников: подвесные, напольные, настольные, настенные.



С ремнями поработали и испанцы из Vibia (фото выше). Симпатичный проект Plusminus дизайнера Stefan Diez была представлена в версии потолочной и настенной, на кожаных и цветных ремнях.


Здесь и выше Martinelli Luce – модель Elasticaдизайн Habits
Пусть и с некоторой натяжкой, можно назвать шнурами (веревками) и эту модель от Lasvit
И версия “самосветящегося ремня” была представлена Martinelli Luce – модель Elastica, дизайн Habits. Это лампа, натянутая между потолком и полом, состоящая из полосы эластичной ткани. Гибкая светодиодная схема, встроенная в полосу, доступна в различных цветах, и позволяет затемнять свет, поднимая или опуская его, а также включая/выключая. Elastica позволяет играть со светом также благодаря тому, что с одной стороны освещает, а с другой расчерчивает интерьер цветными линиями.



Тренды Euroluce от Matteo Fiore
Как всегда, бесконечные, бесконечные, бесконечные предложения.


Тенденция формы изделий - чаша, если хотите, глобус. Интерпретируется эта сферическая форма по-разному, чтобы всегда оказываться подобной и узнаваемой. 

Здесь и ниже Catellani & Smith. Модель новинка Petits Bijoux. Дизайн Enzo Catellani

Louis Poulsen
Torremato / Fanale
Лампа Moon от Davide Groppi не новинка сезона, но точно попадает в тенденцию, озвученную Маттео Фьори
В материалах – это приход золота на смену латуни, но все больше я увидел меди – она снова в моде. 

Brend van Egmont
Terzani
Contardi
В качестве нишевой новинки я обнаружил множество осветительных приборов и изделий, которые соединяют в себе кроме света еще и функцию шумопонижения, с помощью встроенных в конструкцию листов или панелей. 


Martnelli Luce, модель Hush, дизайн Massimo Farinatti. Здесь и выше
Luceplan. HERO,Trypta, дизайн INDE. Тут и ниже

Еще одно мое наблюдение – спустя годы в механике осветительных приборов снова появляется автоматизм, или кинетика. Объясню, что я имею в виду. Несколько лет назад Philips уже предложил прожектор, который мог быть ориентирован по желанию с помощью пульта дистанционного управления. И это, увы, был провал, хотя идея сама по себе была хорошая – и очень полезная, если говорить о тех случаях, кода такие источники света - прожектора расположены на большой высоте. Сейчас на рынке предлагаются автоматизированные модели, которые активируются с помощью датчиков или постоянно активны. Свет появляется, исчезает, открывается, например, в стене или открывается/закрывается самим осветительным прибором.
Интересно, как это сработает сейчас – ведь механика, будучи компонентом, совершенно не связанным со светом, я бы сказал бесполезна – но возможно в этот раз эта “старая новинка” окажется успешной.

Catellani&Smith, динамическая модель, имитирующая фазы луны - Alchemie T, дизайн Giulia Archimede
MM Lampadari, раскрывающаяся модель Jack, дизайн Olga Engel. Здесь и ниже

На стенде Kinetura
Динамические светильники Manto от Axolight
Kinetura, модель Cordoba 
Множество предложений с минимальным дизайном – от светящейся палочки до тонкого подвесного круга – в котором авторы и производители изощряются в отделках. Максимально высокое качество освещения при все уменьшающихся размерах источника: спасибо усовершенствованию LED.

Brend van Egmont
Louis Poulsen
Innermost
Минималистичные трубки и диски от французской марки dcwe. Тут и ниже

И, наконец, бесконечный список интересных предложений, с лаконичным и безупречным дизайном, где, увы, свет является второстепенным элементом, как бы даже не обязательным. В таких предложениях свет служит исключительно для того, чтобы сделать объект как таковой красивым и эффектным. О том, чтобы освещать, речь тут не идет.


Arturo Alvarez. Модель Leria, дизайн Arturo Alvarez

Masiero
Louis Poulsen, модельOE Quasi Light, дизайн Olafur Eliasson
Italamp с моделью Dalì, дизайн Nava+Arosio
Foscarini с новинкой Gioia Дизайн Andrea Anastasio
Louis Poulsen. Модель Flindt Wall
Vibia. Модель Guise по дизайну Stefan Diez стала призером red dot
Модель Timeo A от Masiero
Foscarini. Новинка UpTown lamp, дизайн Ferruccio Laviani. Фото Filippo Messina
Ироничная и эфемерная модель Oop's от Ingo Maurer
Изысканная линия Soap от Melogranoblu
Kundalini, модель Azou, дизайн Chris Basias. Тут и ниже


Light Point Copenhagen
Scudo
А вообще разнообразие предложения на Euroluce таково, что впору “заблудиться” и сàмому опытному эксперту. Думаю, впечатления от выставки должны еще осесть, а рынок должен протестировать новинки, тогда они станут отличным инструментом для нас, проектировщиков.



* Matteo Fiore – итальянский архитектор, свето-дизайнер. Ведущий специалист по освещению бутиков брендов Valentino, Tods, Max Mara, Vivienne Westwood, Corneliani, Hogan и других в Италии и в мире, шоурумов и flagship store Cassina, BMW Italia, а также многочисленных выставок и музеев в Италии и за рубежом. Разработчик моделей светильников для Flos, Erco, iGuzzini, Reggiani, Zerbetto, Dil, др. Лектор международных курсов HoReCa Workshop в Милане.

В статье использованы материалы, предоставленные экспонентами Euroluce, фото Anna Kolomiyets, указаны по месту или предоставлены брендами. Первое фото: стенд Brend van Egmont, второе Tonon. Заключительное фото - стенд Davide Groppi. 

Понравилось, поделитесь.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан