Свет – важнейший инструмент Проекта. Matteo Fiore

Matteo Fiore – архитектор, lighting designer, несменный лектор курсов HoReCa Workshop в Милане по теме света, профессор многих профильных вузов, включая Politecnico di Milano. Более 30 лет специализируется на теме иллюминотехники
Разрабатывал проекты освещения модных бутиков для Valentino, Tods, Max Mara, Vivienne Westwood, Corneliani, Hogan, шоурумов Cassina, BMW Italia и многих других. Как предметный дизайнер работал с такими брендами светильников как Flos, Erco, iGuzzini, Reggiani, Zerbetto, Dil. Знакомьтесь!



HoReCa Workshop: Matteo, ты наверное знаешь, что твоя лекция по освещению на курсах HoReCa Workshop одна из самых популярных в 40-часовой программе – слушатели тебя просто не отпускают, бомбардируя десятками вопросов. В самом начале своей карьеры, в 1985 году, ты выбрал это направление в проектировании. Расскажи, какой была тогда эта “наука света”, для которой сегодня в итальянском языке уже стал привычным неологизм illuminotecnica?
Matteo Fiore: Можно сказать, что когда я начинал профессионально работать, в 80-х годах, в Италии в отношении иллюминотехники царила, можно так сказать, ”световая анархия”, если конкретнее – нормы определяли только уровень освещенности в помещениях, где предполагалось работать (и для которых проектировать). Другими словами, если у вас получалось дать, например, в магазине 800/1000 люкс света, а не только 150 или только 2000 люкс, это уже считался успешный проект. Только намного позднее пришло время точных исследований в области проекта освещения, с вниманием к воздействию света на человеческий глаз, окружающую среду и на получение выразительных, театральных, сценографических результатов. Элементы, которые еще и сегодня для многих в новинку, поскольку до сих пор сохраняется тенденция просто осветить пространство, и ничего больше!


HoReCa Workshop: Тебя можно назвать той профессиональной фигурой, которую приглашают сегодня самые известные бренды мира Моды. Можно ли сказать, что каждый модный Дом имеет собственный стиль освещения своих бутиков или правила хорошего освещения более или менее одинаковы для всех?
Matteo Fiore: Мир fashion раньше всех других понял, что дизайн освещения играет важнейшую роль в выявлении достоинств проекта интерьера, достоинств самого товара и в деле приближения клиента к покупке. И не в последнюю очередь, некоторая унификация правил помогает избежать ошибок и откровенных “ужасов”, учитывая, что известные бренды открывают свои модные бутики по всему миру. Свет должен адаптироваться к четко определенной концепции интерьера. Но уже так случалось, что изобретательный концепт и грамотное освещение производили настоящую революцию и впоследствии приводили к рождению настоящих новых стандартов в работе со светом.


HoReCa Workshop: Какие самые частые ошибки допускают начинающие дизайнеры в своих проектах, говоря об использовании источников света? Как опытный специалист с тренированным глазом, ты можешь сразу определить ошибки и понять способы их устранения?
Matteo Fiore: Самая распространенная ошибка по моему мнению – когда проектировщик закладывает в своем проекте такой свет, который позволяет только видеть пространство. Рассуждая "свет же есть", значит успех проекту обеспечен. Но такой подход создает плоские, безликие пространства, без визуальной иерархии, попросту банальные. К сожалению, мы погружены в такую массу банального освещения, что начинаем воспринимать его как единственно возможное, как норму. Исправлять это можно и нужно, инструменты для этого сегодня есть во множестве. Как и хорошие примеры – для подражания.


HoReCa Workshop: Давайте попробуем выйти из нашего заведения HoReCa наружу. Что предлагает сегодня рынок освещения outdoor, насколько важно “не упустить” и этот аспект для успеха проекта в целом? Ведь в любом случае, чтобы попасть в наше заведение, мы должны пройти отрезок улицы или часть сада, парка, в котором оно находится. Допустимо ли, что может быть решен стилистически по-разному свет интерьера и экстерьера в одном и том же проекте?
Matteo Fiore: Увы, именно открытые площадки заведений больше всего и страдают от подхода “свет же есть”, то есть происходит планирование и закупка элементов освещения по остаточному принципу. Мое личное мнение, интерьер и экстерьер являются не связанными между собой объемами проекта, в том числе и в части освещения, потому что это разные по функции части целого. Свет, конечно, может быть решен в похожем ключе для внутренних и наружных пространств – в тех случаях, когда так ставится проектная задача или это уместно по логике развития пространства.


HoReCa Workshop: Как в последние годы изменились инструменты освещения? Существует ли своего рода мода или тренды в этом секторе, возможно, связанные с появлением на рынке технологических новинок, новых типов ламп? Что актуально сегодня, куда движутся исследования?
Matteo Fiore: Компьютеризированный контроль систем освещения стал большим шагом вперед для правильного проектирования иллюминотехники, чтобы обеспечить в помещении необходимое количество света, но к сожалению, это имеет и свою отрицательную сторону.  Задача с этими инструментами свелась сегодня, увы, только к обеспечению нужного количества люксов – и как результат, все проекты получаются похожими, соответствующими НЕ конкретным эстетическим задачам или требованиям концепта, а “даем” 200, 400, 600 люкс. Все одинаковые – и все их можно выбросить в корзину.
Сегодня мы переживаем настоящую революцию – это лампы Led, которые благодаря своим небольшим размерам наконец-то дали ответ на основной запрос архитектора: "меньше и красивее". То, что ускользает из внимания в общем потоке информации об этих лампах, что никогда не существовало более коварного и ненадежного источника света, чем светодиоды Led. Сейчас объясню почему. С этими лампами очень вырастает риск получить тривиальное, непривлекательное, недостаточное или слишком яркое освещение. Но кто же на это смотрит? Сегодня мы наблюдаем прямой диктат почти непреодолимого правила "хватит того, что видно, и мало потребляет", забывая о том, насколько грамотный проект освещения может создать ощущение уюта, покорить, вовлечь и улучшить в целом интерьер.


HoReCa Workshop: Зададим тебе "нудный" технический вопрос: мы знаем, что рынок осветительных приборов все время в развитии. Сегодня мы переживаем настоящий бум новинок в этой области, и одновременно видим, как постепенно исчезают из продажи “исторические” лампы накаливания, которые много потребляют, но остаются такими “родными и привычными" для всех нас. На их место приходят экономичные светодиодные лампы, те же Led.  По-твоему, светодиодные лампы в скором времени полностью вытеснят все другие типы источников света? Каким тебе видится этот мир завтра?
Matteo Fiore: Бесспорно Led больше, чем любой другой источник света, революционно изменил сам подход как к проектированию освещения пространства, так и самих светильников как предметов дизайна. Размеры, длительность работы и экономичное потребление – это те элементы, которые сегодня доминируют.  Но не забываем, что при этом мы теряем в яркости, которую дает только галогеновая лампа. В результате получаются более плоские и менее выразительные пространства.


HoReCa Workshop: Можно ли сказать, что для создания хорошего проекта освещения, нужно обладать с одной стороны, большим объемом знаний, а с другой – творческой интуицией. По твоему мнению, в какой мере нужно совмещать науку и импровизацию? Сколько места отводить экспериментированию?
Matteo Fiore: В иллюминотехнике на самом деле не так уж много правил и формул. Это наука, которая основывается прежде всего на четких практических исследованиях: как реагируют на свет пространство и поверхности – для создания новых возможностей восприятия и визуального воздействия. Говоря о знании, я сам до сих пор учусь. Каждый законченный проект – это повод для рефлексии. Случается даже, что неожиданные или непредвиденные ошибки, не предусмотренные, в том числе и бюджетом, дают понять, сколько еще в этом вопросе есть возможностей для эксперимента и усовершенствования.

Понравилось, поделитесь


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан

Starbucks Reserve Roastery. Театр Кофе в Милане