Biennale. Арсенал. Part 5


58 Арт Биеннале. Venezia, Giardini – Arsenale. 11 мая – 24 ноября 2019 года.
Наверное, это будет заключительная часть обзора текущей биеннале в Венеции… хотя не стоит зарекаться, еще много чего интересного есть в самом городе, щедро рассыпанного среди его палаццо, кампо и калле. В этой главе рассказ о национальных павильонах, представленных в Арсенале, в Corderie, где когда-то вили канаты, и в Bombarde, где отливали пушки и ядра для каравелл, а сегодня удивляют посетителей современным искусством. Итак, приготовьте ноги и глаза – для похода за очередной дозой самого актуального contemporary art, в этот “открытый тренажерный зал” искусства, по определению многолетнего президента Биеннале Паоло Баратта. Предыдущие главы в блоге от 12 июня, 27 июня, 11 июля и 16 июля, если что-то прошло мимо вас. 


Arsenale. Национальные павильоны
Для простоты попробуем ходить последовательно “по карте”, по маршруту, проложенному изгибами исторических построек вдоль Rio de la Tana в венецианском Арсенале, с верфей которого в период максимального расцвета Яснейшей республики сходила одна законченная каравелла в день – во всем своем блеске тугих канатов, крепких парусов, надежных трюмов, метких орудий и, конечно, украшенных бархатом и резным позолоченным деревом капитанских кают. Сегодня оживляют былую славу этих берегов множество любопытных посетителей, притекающих сюда в течение шести с половиной месяцев выставки со всех уголков мира – в ожидании увидеть что-то интересное от самых многообещающих творцов современности.


Павильон Филиппин. Island Weather – это инсталляция, в которой художник Mark Justiniani образно рассуждает о хрупкости мира, заставляя ходить своих зрителей по стеклу буквально над бездной: визуальные эффекты, многократное умножение изображения до бесконечности создает ощущение неуверенности, страха, так свойственные сегодняшней нашей реальности, опасности и восторга одновременно, выхватывая из мрака павильона привычные предметы: посуду, книги, обувь, и тут же фрагменты куполов и архитектурных конструкций, в которых зритель ощущает себя персонажем странного мира Эшера: подымаясь, ты спускаешься, и наоборот, глядя вниз, видишь своды храма. Автор сравнивает непредсказуемую, а иногда и опасную погоду его родной страны, архипелага, зажатого между Тихим океаном и Китайским морем, между тайфунами и циклонами, с мировой ситуацией. Настаивая на том, что искусство – одно из немногих инструментов, способных действовать во спасение духа, чтобы удерживать нас, человечество, на плаву. Цитируя автора в презентации павильона:

Искусство – это форма прорицания, не атмосферной погоды, но состояния мира и нашей цивилизации. Оно может поднять нас над бездной апатии и отчаяния, помогая нам ориентироваться в широких границах надежды”.







Павильон Мадагаскара с нежным проектом I have forgotten the night (выдается приз тому, кто с первого раза произнесет имя) автора Joël Andrianomearisoa. Если без шуток, инсталляция на самом деле нежная, на нюансах, на сумме ощущений – от тактильных при касании к черным “крыльям” развешенных бумажных полотен из черного палисандра, до их шелестящего звука и перебегания света и теней между рядами, когда по ним протягивает ветром с венецианской лагуны. Южная ночь, сны, воспоминания, рассвет… все это приходит на ум среди этой инсталляции, сказочной вселенной Жоэля, живущего “на шпагате” между двух миров, Антананариву и Парижем. Это первое участие Мадагаскара в венецианской Биеннале с собственным павильоном – зачёт!
  



Павильон Грузии с проектом REARMIRRORVIEW, Simulation is Simulation, is Simulation, is Simulation... художницы под псевдо Anna K.E. Она предлагает свою инсталляцию, которая соединяет большую архитектурную структуру и видео. Работа представляет собой сцену или восходящие и нисходящие трибуны, как негатив и позитив зеркальной композиции: черные с одной стороны и белые с другой, фонтан и скульптурный объект наблюдения. Структура напоминает цифровую пиксельную матрицу низкого разрешения, в нее же вставлены стальные скульптуры, похожие на краны, напоминающие оригинальный грузинский алфавит Asomtavruli, которые вместе составляют фонетически английское слово “deranged” – сумасшедший. В инсталляции разбросано несколько видеороликов Anna К.Е., в которых большей частью снимает саму себя – бывшая танцовщица классического балета, она прекрасно владеет собственным телом и умело контролирует свои движения, добиваясь нужного странного deranged эффекта. Вместе с инсталляцией – аллюзия на растущую зависимость между нашей телесной и цифровой идентичностью. Субъективно, но для большей эффектности может стоило дать немного менее яркий, приглушенный свет в павильоне.  






Вклинимся тут с национальным павильоном, который получилось увидеть и который находится за пределами Арсенала: скорее исходя из логики географического соседства двух стран это павильон Азербайджана. Выставка Virtual Reality представлена в палаццо Lezze на кампо Сан-Стефано. В этом году организатор национального павильона Фонд Гейдара Алиева привез в Венецию серию ярких работ: мультимедийных проектов, инсталляций и скульптур нескольких авторов – каждый из них по-своему иллюстрирует одну из главных проблем современных демократий: феномен fake news, делающий их хрупкими. Сильные работы в прекрасной раме из ренессансного палаццо.
На выставке авторы Канан Алиев, Ульвия Алиева, Зарнишан Юсифова, Зейгам Азизов и Орхан Мамедов.

Здесь и ниже: Канан Алиев, Ульвия Алиева "The Slinky Effect"


Канан Алиев, Ульвия Алиева "The Globe"
Орхан Мамедов "Maruqqa", аудио-визуальная инсталляция

Вернемся в Арсенал. Павильон Мальты вдохновлен, что не кажется странным, Одиссеей и Средиземным морем. Тройственный проект Maleth / Haven / Port - Heterotopias of Evocation трех авторов (Vince Briffa, Klitsa Antoniou, Trevor Borg) предлагает языком инсталляции и видео захватывающее толкование вечной необходимости человека искать и найти свой “порт” (Малет). Рассуждение о том, что идея высадки на неизвестный берег может таить в себе больше ловушек, чем опасности морского путешествия – и все это в перетекании от прошлых к современных условиям, перед лицом актуальных конфликтов в изменчивой топографии Средиземноморья. Все вместе интересно, эффектно, интерактивно, театрально.






Павильон Латвии. Saules Suns – многословная и многоплановая инсталляция латышской художницы Daiga Grantiņa, в переплетении многих техник: загнутых в спирали металлических конструкций, ярко окрашенных волокон, тканей, лазерных проекций. Стоящих, подвешенных, плавающих. Все это вместе создает радостное ощущение – авторские Солнца и “цветы” в ярких красках и разнообразных текстура. Праздник для глаз в новой тактильной и очень материальной реальности. Каждый раз открывающейся по-новому из разных точек павильона. Абсолютный позитив – даже за рамками поиска смыслов.






Павильон Литвы вы не найдете в основном комплексе зданий Арсенала – его придется поискать в по адресу Calle de la Celestia, Edificio 42, Arsenale Marina Militare. Но оно того стоит, потому что это призер Leone dOro за лучший национальный павильон с проектом-перформансом Sun & Sea (Marina). Опера на 13 голосов. За что же жюри дает Золотых Львов? Три женщины-автора Lina Lapelyte, Vaiva Grainyte и Rugile Barzdziukaite, ни одна из них художник, а соответственно композитор, писательница и режиссер, придумали и воссоздали в минимальных деталях ситуацию на пляже, с расслабленными телами отдыхающих, детьми, строящими песочные замки, с пестрым печворком пляжных полотенец, шумом волны или моторки, прибоем, скрипом шезлонгов, шелестом на ветру пластиковых пакетов. Настоящий пляж внутри периметра Здания 42, а вы смотрите на это всё сверху, с обходных мостков, почти как боги наблюдали с Олимпа за нелепым человечеством. Откуда-то тоже сверху прожектора изображают палящее полуденное солнце без грамма тени. А затем неожиданно вступает то один, то другой голос из числа “отдыхающих граждан”, потом хор: с песней о повседневной жизни, о беспокойствах и скуке, с песней ни о чем, переходящей в актуальнейшие глобальные вопросы. Странное ощущение подсмотренной чужой жизни, гиперреализм которой почти смущает, волнует, хор заставляет вздрогнуть от неожиданности… и приносит Золотых Львов. Важно помнить, что перформанс происходит только по средам и субботам, с 10 до 18 и только до 31 октября. Здесь официальное видео

Фото © Andrej Vasilenko
Фото oak14 facebook Jumbo
Фото: с сайта кураторов

Отвлеклись на призера Биеннале Латвию, вернемся в Арсенал. Ghana Freedom – название коллективной выставки в павильоне Ганы. Под этим титулом куратор объединила три поколения художников из Ганы и ее диаспор, с посвящением освобождению от колониализма, провозглашенному в 1957 году. Фигуративная портретная живопись, трехканальное видео, архивные фото и большие инсталляции, как, например, работы известного уже в Венеции ганского автора El Anatsui, методично собирающего свои монументальные произведения из множества жестянок, этикеток и фантиков. Эллиптический дизайн павильона усиливает мысль об единении разного видения разными поколениями под общим знаком свободы.



Здесь и ниже: работы El Anatsui


Перепрыгнем в рядом расположенный корпус Sale d'Armi. Павильон Саудовской Аравии. After Illusion – название иммерсивной инсталляции художника Zahrah Al Ghamdi с использованием множества ракушек и других природных морских материалов, которые помогают автору воссоздать ощущение своей связи с домом. Воображаемый мир, романтическая аллюзия, навеянная стихами поэта VI века Зухайра ибн Аби Сулма (520-609), в котором автор поэмы описывает трудность узнавания своего родного дома после двадцатилетнего расставания. Гениальный контраст, если вам посчастливится попасть сюда в солнечный день – с яркого белого солнца лагуны в тишину и полумрак павильона.






Павильон Аргентины. Пока ваш глаз привыкает к мраку после яркого света дня, мозг пытается понять: где реальные предметы, а где отражения – в калейдоскопе гигантских скульптур-ассамбляжей художницы Mariana Telleria на ее персональной выставке El nombre de un país (Имя одной страны). Автор назвала это панк-бестиарием, а в нем собрала, не хуже Мэри Шелли, своего персонального Франкенштейна как некую ироничную коллекцию “высокой моды”, только из частей автомобилей, гнутого и плиссированного металла, мусора, блесток, огней и зеркал, вздыбив и выстроив своих монстров в ровный строй, в смешении религиозных символов и логотипов модных брендов. Десакрализация старых и создание новых богов, ирония, и во всем – не женская сила творческого жеста. 






Павильон Люксембурга. Романтический и эффектный проект, созданный совместно художником Marco Godinho и морем: Written by Water. Средиземное море всегда оставалось центром современной западной цивилизации, поэтому автор строит свое повествование как рассказ об отношениях человечества с этим морем, исследуя его и как реальную территорию приключений и трагедий, так и в качестве коллективного воображаемого пространства. Проецируя эти истории как непрерывный процесс написания, стирания и перезаписи, инсталляция вместе с автором помогает зрителям воспринимать историю как неуловимый и непрерывный поток личных и коллективных судеб. Невероятно эффектна и сама подача – с множеством тетрадей-дневников и книг, ритмично разложенных на огромной наклонной плоскости-подиуме в обрамлении старинной архитектуры Арсенала.



Павильон Перу предложил нео-барочную, полную жизненной силы и пародийного гедонизма выставку-инсталляцию с длинным названием “Indios antropófagos”. A Butterfly Garden in the (Urban) Jungle, сумма работ трех современных художников: Christian Bendayán, Segundo Candiño Rodríguez, Anonymous popular artificer с использованием работ двух авторов, работавших на рубеже XIX-XX веков – Otto Michael (1859 – 1934) и Manuel Rodríguez Lira (1874 – 1933). Соединение европейской (испанской в первую очередь) культуры со стереотипами (и омонимами как амазонка и Амазония), где образ амазонки иронично напоминает транссексуалов с их символом бабочкой. Картины – большие керамические панно как некие tableau vivant в рамах с типичным декором традиционной испанской плитки azulejos, привезенной в Новый Свет вместе с техникой кованого железа в период belle époque. Парадоксы слияния двух культур, двух миров, творение
новых мифов на фундаменте пост-концептуализма. Trans-tropicália.






Павильон ЮАР. Выставка The Stronger We Become – наглядная иллюстрация потребности молодых наций к самоутверждению и становлению. Отсюда и название, и подбор работ трех южноафриканских художников (Dineo Seshee Bopape, Tracey Rose и Mawande Ka Zenzile), которые должны воплотить твердость духа Южной Африки и ее народа. Без поиска глубоких смыслов, это оригинальные видео, картины и инсталляции, прекрасно вставленные в старинное венецианское здание. 




Турция в своем павильоне представила многослойный и сложносочиненный проект We, Elsewhere. Художница İnci Eviner неутомимо исследует пространства, создает новые, соединяет привычное с неожиданным – приглашая зрителей прогуляться по лестницам, дворам, мостикам, смотреть сквозь стены благодаря прорезям и щелям, заглядывать на “крыши”. Этот путь усеян множеством подробностей, предметов, персонажей, проекций с диалогами, рисунков со скрытыми и неочевидными смыслами, цитатами. Мы здесь и одновременно “в другом месте” – elsewhere. Мы – коллективные добровольные беженцы в неописуемом пространстве автора, каждый из нас тут находит свой маршрут и пишет свою историю, согласно Ханны Арендт, впервые давшей определение понятию беженцев в статье We Refugees (1943).








Павильон Украины создал скорее идею, чем инсталляцию, не проект, а мечту, с длинным названием The Shadow of Dream cast upon Giardini della Biennale, которое имеет двойной, если не тройной смысл. Интересно, что в качестве участников названы “все художники Украины” (чем не мечта для любого творца, участие в биеннале), потому что прислать свои работы на диске вместе с резюме смогли абсолютно все желающие, считающие себя художниками, без ограничения возраста, образования или вкусов. В чем же суть проекта? 9 мая этого года самый большой в мире самолет Антонов An-225 Mriya пролетает над Венецией и “бросает тень на Сады Биеннале”, где имя его тоже Мрія, то есть Мечта. На борту он несет диск с информацией обо всех украинских художниках, цифровой список мечтаний, настоящих или прошлых, явных или неявных, сформулированных или еще неизвестных. Убеждения, политика, исторические или другие обстоятельства могли исключить их из контекста глобального современного искусства, но полет над Садами биеннале 2019 делает реальностью их истории. Так был ли на самом деле пролет самолета? – спросили мы у кураторов из Open Group. На что они ответили – вероятно. Любопытно, что всё утро 9 мая над Венецией висели плотные тучи и шел дождь, но к полудню погода неожиданно исправилась (вопреки прогнозам, чистая гоголевщина) и показалось солнце. Чтобы создать “Тень Мечты, брошенной на Сады Биеннале”. Павильон вошел в пятерку самых оригинальных на этой выставке.




Ан-225 Мрія в полете, 2015, © Василь Коба, предоставлено компанией Антонов
Здесь и ниже: диск с данными всех художников Украины внутри Ан-225 Мрія. Фото: Open Group

Павильон Словении представил инсталляцию Here we go again... SYSTEM 317 автора Marko Peljhan из его серии Resolution of Peljhan. Это футуристическое транспортное средство предназначено (в будущем) для автономного спасения во Вселенной, но есть также риски, что оно же может использоваться для космического пиратства. Такая двойственность гипотез характерна для творческого поиска автора. Он иронично сравнивает свой подход с невозможностью “зажечь спичку во время урагана и держать ее зажженной”. В любом случае, со светлой или темной стороны мы себя представляем в будущих сценариях Универсума, это очень красивая конструкция, которую интересно рассматривать.




Павильон Ирландии представил персональную выставку скульптуры The Shrinking Universe художницы Eva Rothschild. Ее Сокращающаяся Вселенная – это смесь археологии древней и современной (если так можно выразиться), где граффити покрывают не сегодняшние каменные джунгли, а скалы, вперемешку с брошенными предметами потребительской культуры – и вполне уместно перекликаются с классическими руинами прошлого. Некая аллюзия на “хождение по кругу” человечества, когда утопические идеологии далекого прошлого вдруг проявляются в мире современном.






Павильон Чили. Художница-визуалист и живописец Voluspa Jarpa предложила в своем национальном павильоне сложное и разветвленное рассуждение Altered Views, нарратив о формах культурной деколонизации с обзором европейской истории, воссоздавая концепции, основанные на евро-центрическом мире. Определив изначально, что на всем глобусе только 5 стран избежали европейской колонизации, автор неожиданно подает экспансионистскую политику Европы, в том числе и в отношении Нового Света, когда покорение мира сводится к завоеванию, принуждению, эволюции и гегемонистской модели. В проекте собраны понятия, которые определяют концепцию колонии - раса и полукровки, подчиненные мужчины, каннибализм, род, монархия и республика - путем обращения к критическому видению. Это оригинальное транс-временное путешествие по главам: Hegemony Museum, Subaltern Portrait Gallery (Галерея маленьких людей) и Emancipating Opera. Оригинальная подача нетривиальной мысли.












Павильон Индонезии представил в отдельном здании эффектнейшую инсталляцию-лабиринт Lost Verses двух авторов Handiwirman Saputra и Syagini Ratna Wulan. Индонезийский павильон построен как иллюстрация к пословице народности западной Суматры Minang, на языке оригинала звучащей как шаманское заклинание: "akal tak sekali datang, runding tak sekali tiba", или (примерно) Ни к причине, ни к согласию нельзя прийти в один момент. Согласно пословице, вещи становятся самими собой после долгого процесса согласований и распадов – так формируется субъективность, важная в нашем многослойном опыте жизни и особенно в нынешних условиях глобализации. Особенно для страны, которая только ищет свою идентичность после столетий колонизации, в том числе и в современном искусстве. Проект – как часть большего проекта work in progress построен на геймификации, игровых моментах, в которых задействован и зритель: прошедший ее этапы будет в конце пути награжден (по крайней мере сумкой-шопером с логотипом Lost Verses). Пять основных элементов инсталляции: Круглый стол Согласований, Лабиринт прозрачных витрин Cabinet configuration, Колесо Обзора, Зал для курения и Рассказывающая Машина. Независимо от того, примете ли вы участие в игре и найдете смыслы вещей, сама выставка прекрасна, с прозрачными стеклянными кубами-витринами (178 штук), хранящими коллекции предметов индонезийского быта и вопросами quiz, с Залом для курильщиков, где можно выкурить традиционную индонезийскую папироску Kretek без фильтра, с динамическим Колесом обзора, на местном языке Buaian, и указующими со свода неоновыми цифрами условного маршрута этой затейливой Game of the Goose.  









Павильон Индии. Замечательно разная и одновременно цельная выставка нескольких авторов под общим названием Our time for a future caring и под “крылом” доброго гения Индии Махатмы Ганди, память о котором неизгладима в индийской культуре, а его философия до сих пор определяет многие стороны жизни в стране, провоцируя общественность, бросая вызов интеллектуалам и художникам. Несколько авторов по-разному интерпретируют тот исторический момент, связанный непосредственно с фигурой Ганди, некоторые представляют вымышленные возможные встречи, которые могли бы произойти с ним сегодня, с новым видением силы действия и важности свободы: сегодня, как и когда-то, невозможно игнорировать его идеалы во все более жестоком и нетерпимом мире. Пора позаботиться о будущем, как следует из названия выставки. Авторы Atul Dodiya, Ashim Purkayastha, GR Iranna, Jitish Kallat, Nandalal Bose, Rummana Hussain, Shakuntala Kulkarni.

Тут и ниже: инсталляция GR Iranna "Nauvu (We Together)", 2012

Nandalal Bose, Haripura Congress Panels, 1937-38
Тут и ниже: Jitish Kallat видео-инсталляция Covering letter, 2012

Здесь и ниже: Shakuntala Kulkarni из серии Of Bodies, Armour and Cages, 2010-2012 




Atul Dodiya, инсталляция из 12-и кабинетов Broken Branches

Павильон Китая в самом конце маршрута Арсенала, в Giardino delle Vergini всегда один из самых ожидаемых, потому что никогда не разочаровывает. В этом году и всегда. Чтобы не повторять традиционный подход “искусства для искусства” или искусства, замкнутого на себе самом, кураторы выбрали интересный ход и построили всю идею выставки на лингвистической, а точнее фонетической аналогии между латинским префиксом Re-  и аналогичным по звучанию китайским словом , которое произносится так же или похоже (Rui), но означает ‘мудрость’. Это слово и дало название всей выставке. Чтобы заставить зрителей стать частью экспозиции, развить опыт, помочь задуматься, китайский павильон предложен как система связей: искусственного интеллекта, новых медиа и традиционной логики китайского искусства, которое соединяет параллельные миры, виртуальный и реальный, за рамками времени и пространства.
Авторы четыре молодых китайских художника Chen Qi, Fei Jun, Geng Xue и He Xiangyu













Закончим обзор павильоном Италии, хозяйки биеннале – с проектом Né altra né questa: La sfida al Labirinto (Ни то, ни другое: Вызов Лабиринту). Куратор Milovan Farronato выбрал для участия трех известных художников с неопубликованными и уже ставшими историческими работами – это Enrico David, Liliana Moro и Chiara Fumai, которой, увы, не стало в 2017 году в возрасте 39 лет. Тема Лабиринта как возможной ключевой темы всей выставки была подсказана самой Венецией, городом-лабиринтом, с изменчивыми из-за воды очертаниями и плотной путаницей калле. Вторая составляющая –  обращение к темам главного итальянского “лабиринтолога” Итало Кльвино, к его знаменитому программному эссе “Вызов лабиринту” (1962), в котором автор описывает сложность мира, утратившего все воспоминания и традиционные точки опоры, используя именно лабиринт как метафору – структуру, которая кажется случайным пересечением линий и тенденций, но в реальности построена по четким и жестким правилам. Выставка интерпретирует эту мысль Кальвино в художественном ключе, предлагая дезориентированному посетителю самому выбрать свой маршрут, оставив ему сомнения и неопределенность, неотъемлемые части Знания.























Итальянская выставка приглашает зрителя, и этот призыв можно отнести ко всей арт-биеннале, им и завершить наше путешествие:

Задерживайтесь и не бойтесь. Тут нет понятия потеряться, но только вернуться на собственную дорогу, и это закономерно: регресс не означает ухудшение. Наслаждайтесь ощущением замедлившегося времени и не сокрушайтесь, что вы обязаны увидеть всё. Каждый маршрут соединяется с другим, любой выбор правильный, не существует ошибочного. Пространство щедрое, дарящее воздух, не удушливое: оно открывается, но не закрывается 


Цитаты по материалам отдельных павильонов, перевод Анны Коломиец. В статье использованы материалы, предоставленные организаторами La Biennale и отдельными экспонентами во время Вернисажа. Фото Anna Kolomiyets, указано по месту или из свободного доступа.

Понравилось, поделитесь.

Комментарии

  1. Ответы
    1. Не всё же о пользе, потребительстве и коммерции) А реализм давно не в моде.

      Удалить
    2. Мода ( в искусстве) - это то, что покупают?

      Удалить
    3. Скорее то, что чаще выбирают как инструмент, например, инсталляции, ассамбляж и видео на этой биеннале. Есть ли здесь знак равенства с покупаемостью (продаваемостью) - не уверена.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni 2018. Зачем ехать в апреле в Милан