Зачем нужен Архитектор? Интервью с Andrea Langhi
Andrea Langhi – ведущий лектор курсов HoReCa Workshop в Милане, активно работающий итальянский архитектор, который 20 лет специализируется на проектировании ресторанов. За это время им было создано около 500 оригинальных заведений в Италии, Швейцарии, Монте-Карло, других странах. Особенностью их есть тот факт, что все они оказались коммерчески успешными* и принесли стойкий доход своим владельцам. Как ему это удается и на каких принципах он строит свой подход к проекту Андрэа рассказал нам в интервью.
* Хотите убедиться - поищите в интернете его заведения)
Horeca Workshop: Andrea, мы знаем, что ты практически
сразу после защиты диплома решил специализироваться на проектах общественных
интерьеров. Чему обязан такой выбор? Какое по твоему мнению основное различие
между приватным объектом и работой над проектом общественного заведения, в том
числе и в плане проектного подхода?
Andrea Langhi: Я начал делать свои
первые проекты общественных мест в одной маленькой частной архитектурной
студии.
Моей задачей было непосредственное ведение
объектов. Именно там я приобрел свой первый живой профессиональный опыт,
который позволил мне, в момент, когда я решил уйти в самостоятельное плавание,
спроектировать в одиночку мое первое общественное заведение. Стали сразу очевидны
два базовых различия между проектированием общественных мест и, например, частной
резиденции.
1. В отличие от жилого пространства, общественное заведение должно нравиться не только его владельцу (вашему клиенту), но и посетителям, той публике, для которой оно предназначено.
2. Будучи местом, которое посещает множество людей, такой проект позволяет тебе как проектировщику быстрее заработать популярность и новых заказчиков. Естественно, подразумевается, что спроектированное вами заведение успешно работает.
1. В отличие от жилого пространства, общественное заведение должно нравиться не только его владельцу (вашему клиенту), но и посетителям, той публике, для которой оно предназначено.
2. Будучи местом, которое посещает множество людей, такой проект позволяет тебе как проектировщику быстрее заработать популярность и новых заказчиков. Естественно, подразумевается, что спроектированное вами заведение успешно работает.
HoReCa Workshop: После многих лет работы в этой области (больше 20), ты смог бы кратко сформулировать, что изменилось в проектировании общественных пространств, в частности какие коррективы внес кризис последних лет? Как изменились запросы клиента (заказчика) и потребителя, то есть посетителя заведения, на примере Италии?
Andrea Langhi: На протяжении более
полутора десятков лет как в Италии, так и в мире, происходило и происходит
явление, которое можно назвать «сегментацией рынка», что в целом касается всей
сферы потребления, то есть от ограниченного предложения происходит постепенный переход
к более многочисленному и разнообразному предложению. Объясню конкретнее. Например,
в сфере общественных заведений 20 лет назад было четыре основных типологии:
1 БАР, куда вы шли, чтобы чего-нибудь ВЫПИТЬ
(кофе, пиво, спиртные напитки и т.д.)
2 РЕСТОРАН, куда шли, чтобы что-то СЪЕСТЬ
(закуска, первое блюдо, второе)
3 ДИСКОТЕКА, куда шли, чтобы РАЗВЛЕЧЬСЯ, в
выходные дни, возможно после того, как побывали уже в баре или ресторане.
4 МАГАЗИНЫ, которые продавали только
продукты (кафе-мороженое, булочные, кондитерские).
Для каждого из этих типов деятельности, по
крайней мере, в Италии, нужно было иметь определенную лицензию, чтобы заниматься
именно этим конкретным бизнесом.
Со временем изменились потребительские привычки
клиентов, изменилась их покупательная способность, а предложение и разнообразие
типологий заведений значительно выросло.
Сейчас на самом деле не существуют больше классические
бары, но кафетерии, juce-бары,
коктейль-бары и пабы.
Нет больше «просто ресторана», но есть бистро,
steak house, street food, гурман-ресторан или
гамбургерная.
Почти не осталось дискотек, но появились диско-бары,
клубы, музыкальные клубы с живой музыкой.
Не существует больше магазинов, которые
просто продают продукты, но и производят, сервируют их.
Посмотрите, например, миланскую кафе-пекарню
Princi-Bakery или food store как Eataly, где вы можете как потреблять продукт,
так и купить его.
Horeca Workshop: Итальянский вкус нравится и всегда нравился,
вплоть до вполне откровенного копирования. Как ты, будучи итальянским
архитектором, объясняешь феномен такого успеха? И как можно защитить себя от плагиата,
и стоит ли? Где ты сам ищешь вдохновение?
Andrea Langhi: Мы, итальянцы,
счастливчики, нам повезло родиться и жить в уникальной стране.
С самого рождения мы окружены красотой,
как природной (Италия является страной с наибольшим биоразнообразием в мире),
так и художественной (Италия обладает 70% культурного наследия ЮНЕСКО в мире),
и культурным разнообразием (с севера на юг здесь можно встретить продукты,
традиции и костюмы, которые являются плодом многовековых влияний как Северной
Европы, так и зоны Средиземноморья).
Безусловно, эти особенности и эта уникальность
делают итальянский образ (и образ жизни) очень привлекательным для остальной
части мира. Но часто то, что в других странах видится особенным или
экстраординарным, для нас, итальянцев оказывается привычной нормой. Иногда мы
просто не отдаем себе отчет, насколько наш образ мышления, общения, питания (и
даже проектирования)) может оказаться в глазах иностранца необыкновенным, поскольку
сами мы привыкли к этому с рождения.
Желание подражать, даже если оно вполне
законно, все же не может в копии воспроизвести всю комплексность жизни в
Италии. Поэтому я думаю, что можно сколько угодно экспортировать различные
элементы итальянского стиля, но при этом важно пытаться интегрировать и адаптировать
его к локальной культурной традиции своей страны.
Андрэа - автор книги "Как создать успешное заведение?", переведенной на русский, ставит автографы на экземпляре своей книги |
Horeca Workshop: Эстетическая ценность против коммерческой
ценности? В проекте общественного пространства, какую сторону должен принять
архитектор? Случалось ли с тобой, бывает ли в Италии, когда в коммерческой
неудаче общественного заведения обвиняют архитектора? Должен ли по твоему
мнению архитектор брать на себя эту ответственность?
Andrea Langhi: Как правило считается,
что архитектор занимается только эстетической стороной помещения, и именно в
этом проявляется его творчество.
Исходя из своего опыта, я утверждаю, что эстетика
заведения, его функциональность и продукт, который оно предлагает, а также
публика, для которой оно создано, должны рассматриваться как единое целое, поэтому
дизайн должен быть задуман исключительно в соответствии с позиционированием
заведения.
С этой точки зрения не существует заведений красивых
или некрасивых, а есть заведения правильные и ошибочные.
Правильные заведения благодаря их логичному дизайну
помогают улучшить функционирование заведения, делают успешным бизнес. В то
время как ошибочное проектное решение, даже если оно очень красиво эстетически,
но не совместимо с предлагаемым продуктом/сервисом и не соответствует целевой
аудитории, может стать причиной коммерческого провала заведения.
Ответственность архитектора в данном случае состоит
не в создании заведения красивого (или некрасивого), сколько в его способности
понять, какой дизайн будет верным или ошибочным согласно типологии заведения.
Horeca Workshop: В каком направлении будет двигаться развитие общественного
интерьера, заведений досуга в ближайшие пару лет? Как часто меняются вкусы, по
твоему профессиональному наблюдению?
Andrea Langhi: Вкусы публики меняются
в среднем каждые 5-6 лет, как следствие, заведения должны быть в состоянии
адаптироваться к такому ритму, как с точки зрения предложения, так и с точки
зрения дизайна.
В течение следующих нескольких лет я ожидаю еще большей
специализации предложения, говоря о дизайне – более тщательного подбора
выразительных инструментов, которые в большей мере будут подчеркивать
индивидуальные особенности отдельного бренда, чем искать простого следования
общим тенденциям.
Понравилось, поделитесь с друзьями
Комментарии
Отправить комментарий