Biennale - Архитектура - Венеция. REPORTING FROM THE FRONT

15-я Международная выставка Архитектуры
28 мая > 27 ноября 2016
Донесения с фронта [Вести с архитектурной передовой?]. Такая тема была выбрана для Пятнадцатой Международной выставки Архитектуры в Венеции, или венецианской Архитектурной Биеннале, которая официально открывается 28 мая, а сегодня и завтра, 26-27 мая проходит закрытый вернисаж для прессы и приглашенных гостей. Заглянем за кулисы события, которое вот-вот начнется. (О Биеннале читайте также в блоге за 10 июля и 1 августа).  




Эта фотография была выбрана официальным имиджем биеннале 2016. В чем ее смысл, прокомментировал президент Paolo Baratta: "Синьора на лестнице, поднявшись на самые верхние ступеньки, может лучше рассмотреть далекие горизонты, широким взглядом expanded eye. Эта картинка нам сразу понравилась еще и потому, что в какой-то мере она передает суть самой Биеннале, наши отношения, наши цели".


Попробуем и мы посмотреть в том же направлении. Что же видит наша дама? "Думаю, прежде всего – пустынную землю, огромные территории, заселенные человеком, которыми он вряд ли может гордиться: сооружения, часто разочаровывающие, которые представляются бесконечным числом упущенных возможностей для приложения ума и рук человеческих, – продолжает Баратта, – Что-то представляется просто драматическим, другое банальным, наводящим на мысли о конце архитектуры. Но можно рассмотреть и признаки настоящего творчества, найти результаты, которые вселяют надежду. И увидеть их можно именно в настоящем, а не в неопределенном будущем, с его надеждами и идеологиями".


И еще одно интересное объяснение истории фото, выбранного в качестве постера биеннале, сделал куратор выставки, чилийский архитектор Alejandro Aravena (Премия Pritzker 2016): “Однажды, путешествуя по Южной Америке, Bruce Chatwin встретил пожилую женщину, которая пересекала пустыню, неся на плече алюминиевую лестницу-стремянку. Ею оказалась немецкий археолог Maria Reiche, которая там изучала линии Nazca. Стоя на земле, камни не имели никакого смысла, казались просто случайной россыпью. Но вскарабкавшись на лестницу, можно было увидеть, что эти камни формируют птицу, ягуара, дерево или цветок”. Так и биеннале архитектуры этого года предлагает, по словам Aravena “новую точку зрения, как у Марии Райхе с высоты лестницы. Учитывая сложность и разнообразие задач, на которые архитектура должна дать ответ, выставка REPORTING FROM THE FRONT намерена выслушать тех, кто оказался способен увидеть новую перспективу и кто может поделиться знаниями и опытом с нами, которые стоят внизу на земле".


 Приведем немного скучной, но впечатляющей статистики, пока нет живых материалов с открывшейся Выставки (обещаем отчет). Биеннале продлится 6 месяцев, от сегодня до воскресенья 27 ноября, пройдет она как всегда на национальных площадках в Giardini (Сады) и Arsenale, и во множестве палаццо в историческом центре самой Венеции. Участвуют 63 страны, из них 5 впервые. Плюс еще цифры: 88 участников из 37 стран в едином выставочном потоке от Центрального павильона в Садах до Арсенала, много совсем новых имен и молодых авторов under forty. Дополнительно 3 специальных проекта: Reporting from Marghera and Other Waterfronts, A World of Fragile Parts и Report from Cities: Conflicts of an Urban Age, серия конференций об Архитектуре, образовательные программы для университетов Biennale Sessions. И много другого.


Оформление входных залов в Арсенале (Corderie) и Центрального павильона в Садах было реализовано из 100 тонн отходов, оставшихся после демонтажа предыдущей биеннале, а именно: 10 000 квадратных метров гипсокартона и 14 км металлических профилей для гипсокартонных конструкций. Первый зал Кордерий в 2014 году был оформлен хрусталем Swarovski. От хрусталя – к утилизации материалов, как подтверждение того, что Ценность заключается не в стоимости материала, а в изобретательном его использовании. Результат получился более чем убедительный.





Продолжая разговор об Архитектуре сегодня, "Есть ли признаки для оптимизма?” – осторожно спрашивает себя Baratta, и отвечает: “Открывая прошлые выставки, мы столько раз жаловались, что наше время характеризует растущий разрыв между архитектурой и гражданским обществом, и у нас этой проблеме было уделено много внимания. На этой биеннале мы конкретно задаемся вопросом: есть ли и где они, те явления, которые показывают обратную тенденцию – к обновлению, так вот сейчас мы будем двигаться в поисках обнадеживающих примеров."





Традиция международных экспозиций в Венеции более чем столетняя – и до сегодня она остается одним из самых престижных, исторически значимых и важных мировых форумов современного искусства. Первой была создана еще в конце XIX века, в 1895 году, Art Biennale, архитектурная проводится с 1980 года. О непростом поиске актуальных аргументов и ее организации рассуждает президент.


Что такое вообще выставка архитектуры? – спрашивает Paolo Baratta, – И чем должна быть биеннале архитектуры? На Art Biennale, которой архитектурная приходится дочкой, выставленные произведения зритель видит непосредственно – они перед ним. Но на этой выставке архитектурные работы – далеко, они в другом месте. Что же должно быть представлено? Ведь это на самом деле непрерывный поиск. Мы должны избегать делать здесь копию журнала, имитацию конгресса или критическое эссе, но и не создавать закрытое место только для посвященных, то есть выставку исключительно для архитекторов. И еще мы должны постараться не быть снисходительными к искушению архитекторов предстать перед публикой в качестве художников".



Если представить, сколько отвратительных, безликих и ужасных примеров плохой недо-архитектуры уже посеяно по земле, сколько еще строится, слова президента биеннале воспринимаются не только как констатация, но и как призыв к ответственности и к действию. "Мы хотим видеть архитектуру инструментом self-government, инструментом гуманизма человечества, а не в плену формальных стилей, видеть ее как свидетельство способности человека быть хозяином своей судьбы… Архитектура в действии как инструмент социальной жизни и политики."


 "Алгоритм архитектуры сегодня: Потребность - осознание - возможности - выбор - реализация, с тем чтобы привести к такому результату, когда "архитектура создает различие".
Alejandro Aravena, куратор 15-й Биеннале



Резюмируя презентацию будущей выставки, Aravena сказал: "Мы считаем, что распространение архитектуры не является самоцелью, а средством для улучшения качества жизни людей. Поэтому REPORTING FROM THE FRONT предлагает рассказ для более широкой аудитории о работе тех, кто видит горизонт с большей высоты, в поисках новых сфер приложения сил, решения таких непростых вопросов, как сегрегация, неравенство, периферии, доступ к медико-санитарным средствам, стихийные бедствия, бездомность, миграция, преступность, транспортные проблемы, отходы, загрязнение окружающей среды, а также вовлеченность общественности".



Если архитектура – самое политическое из искусств, то у Биеннале архитектуры не остается другого как признать это". Paolo Baratta, президент Биеннале

В статье были использованы материалы la Biennale di Venezia, а также фото Andrea Avezzù, Ansa / Andrea Merola, Anna Kolomiyets



Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан