Biennale - Архитектура - Венеция. REPORTING FROM THE FRONT
15-я Международная выставка
Архитектуры
28 мая > 27 ноября 2016
Донесения с фронта [Вести
с архитектурной передовой?]. Такая тема была выбрана для Пятнадцатой Международной
выставки Архитектуры в Венеции, или венецианской Архитектурной Биеннале, которая официально открывается 28 мая, а сегодня
и завтра, 26-27 мая проходит закрытый вернисаж
для прессы и приглашенных гостей. Заглянем за кулисы события, которое вот-вот
начнется. (О Биеннале читайте также в блоге за 10 июля и 1 августа).
Эта фотография была выбрана официальным имиджем биеннале 2016. В чем ее смысл, прокомментировал
президент Paolo
Baratta: "Синьора
на лестнице, поднявшись на самые верхние ступеньки, может лучше рассмотреть
далекие горизонты, широким взглядом “expanded eye”. Эта картинка нам сразу понравилась
еще и потому, что в какой-то мере она передает суть самой Биеннале, наши отношения,
наши цели".
Попробуем и мы посмотреть в том же направлении. Что же
видит наша дама? "Думаю, прежде всего – пустынную землю, огромные
территории, заселенные человеком, которыми он вряд ли может гордиться: сооружения,
часто разочаровывающие, которые представляются бесконечным числом упущенных
возможностей для приложения ума и рук человеческих, – продолжает Баратта, – Что-то
представляется просто драматическим, другое банальным, наводящим на мысли о
конце архитектуры. Но можно рассмотреть и признаки настоящего творчества, найти
результаты, которые вселяют надежду. И увидеть их можно именно в настоящем, а
не в неопределенном будущем, с его надеждами и идеологиями".
Приведем немного скучной, но впечатляющей статистики,
пока нет живых материалов с открывшейся Выставки (обещаем отчет). Биеннале
продлится 6 месяцев, от сегодня до воскресенья 27 ноября, пройдет она как всегда на национальных площадках в Giardini (Сады)
и Arsenale, и во множестве палаццо в
историческом центре самой Венеции. Участвуют 63 страны, из них 5 впервые. Плюс
еще цифры: 88 участников из 37 стран в едином выставочном потоке от Центрального
павильона в Садах до Арсенала, много совсем новых имен и молодых авторов under forty. Дополнительно 3 специальных проекта: Reporting from Marghera and Other Waterfronts,
A World of Fragile Parts и Report from Cities:
Conflicts of an Urban Age, серия конференций об
Архитектуре, образовательные программы для университетов Biennale Sessions. И много другого.
Оформление входных залов в Арсенале (Corderie) и Центрального
павильона в Садах было реализовано из 100 тонн отходов, оставшихся после демонтажа
предыдущей биеннале, а именно: 10 000 квадратных метров гипсокартона и 14 км
металлических профилей для гипсокартонных конструкций. Первый зал Кордерий в
2014 году был оформлен хрусталем Swarovski. От хрусталя – к утилизации
материалов, как подтверждение того, что Ценность заключается не в стоимости материала, а в изобретательном его использовании. Результат получился более чем убедительный.
Продолжая разговор об Архитектуре сегодня, "Есть
ли признаки для оптимизма?” – осторожно спрашивает себя Baratta, и отвечает: “Открывая
прошлые выставки, мы столько раз жаловались, что наше время характеризует
растущий разрыв между архитектурой и гражданским обществом, и у нас этой
проблеме было уделено много внимания. На этой биеннале мы конкретно задаемся
вопросом: есть ли и где они, те явления, которые показывают обратную тенденцию
– к обновлению, так вот сейчас мы будем двигаться в поисках обнадеживающих примеров."
Традиция
международных экспозиций в Венеции более чем столетняя – и до сегодня она
остается одним из самых престижных, исторически
значимых и важных мировых форумов современного искусства. Первой была
создана еще в конце XIX века, в 1895 году,
Art Biennale, архитектурная проводится с 1980 года. О непростом
поиске актуальных аргументов и ее организации рассуждает президент.
“Что такое
вообще выставка архитектуры? – спрашивает Paolo Baratta, –
И чем должна быть биеннале архитектуры? На Art Biennale, которой
архитектурная приходится дочкой, выставленные произведения зритель видит
непосредственно – они перед ним. Но на этой выставке архитектурные работы –
далеко, они в другом месте. Что же должно быть представлено? Ведь это на самом
деле непрерывный поиск. Мы должны избегать делать здесь копию журнала, имитацию
конгресса или критическое эссе, но и не создавать закрытое место только для
посвященных, то есть выставку исключительно для архитекторов. И еще мы должны постараться
не быть снисходительными к искушению архитекторов предстать перед публикой в
качестве художников".
Если представить, сколько отвратительных, безликих и
ужасных примеров плохой недо-архитектуры уже посеяно по земле, сколько еще
строится, слова президента биеннале воспринимаются не только как констатация,
но и как призыв к ответственности и к действию. "Мы хотим видеть архитектуру
инструментом self-government, инструментом гуманизма
человечества, а не в плену формальных стилей, видеть ее как свидетельство
способности человека быть хозяином своей судьбы… Архитектура в действии как инструмент социальной жизни и политики."
"Алгоритм архитектуры сегодня: Потребность - осознание - возможности - выбор - реализация, с тем чтобы привести к такому результату, когда "архитектура создает различие". Alejandro Aravena, куратор 15-й Биеннале
Резюмируя презентацию будущей выставки, Aravena сказал: "Мы
считаем, что распространение архитектуры
не является самоцелью, а средством для улучшения качества жизни людей.
Поэтому REPORTING FROM THE FRONT предлагает
рассказ для более широкой аудитории о работе тех, кто видит горизонт с большей
высоты, в поисках новых сфер приложения сил, решения таких непростых вопросов,
как сегрегация, неравенство, периферии,
доступ к медико-санитарным средствам, стихийные бедствия, бездомность, миграция,
преступность, транспортные проблемы, отходы, загрязнение окружающей среды,
а также вовлеченность общественности".
“Если
архитектура – самое политическое из искусств, то у Биеннале архитектуры не
остается другого как признать это". Paolo Baratta, президент Биеннале
В статье были использованы материалы la Biennale di Venezia, а также фото Andrea Avezzù,
Ansa / Andrea Merola, Anna Kolomiyets
Понравилось, поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий